Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Газеты о поисках новой элиты


О том, где и как воспитать новую элиту, говорили недавно на Винзаводе участники форума «Стратегия – 2020», представители парламентского большинства. ("Полит.ру" об этом: Сурков, Чичваркин и Мамут элиту обществу дадут)

Об этом же пишут "Комсомольская правда" и "Известия".

"Комсомольская правда" (26.06.2008, №093-д): Основатель "Евросети" Чичваркин Евгений считает, что власть должна принадлежать лучшим

Кто в нашей стране самый-самый? На этот вопрос пытались ответить участники дискуссии, которая называлась "Новая элита страны". Она состоялась на этой неделе как часть продолжающегося "Форума 2020". (Напомним, это постоянно действующие под эгидой "Единой России" различные дискуссионные площадки, на которых обсуждается настоящее и будущее страны).

2020-й - это год, когда Россия должна войти в число 5 ведущих держав мира. Очевидно, что не последнюю роль в этом динамичном развитии должна сыграть так называемая элита. О том, что это такое, мы поговорили с модератором дискуссии, главой компании "Евросеть" Евгением Чичваркиным.

- Вам удалось-таки определить, что такое элита?

- Мы старались. Но поскольку задача была не повесить ордена и раздать почетные грамоты, а понять, как формируется элита и какие условия нужно для этого создать, мы обсуждали системные вещи, а не какие-то персоналии.

- И какие, на ваш взгляд, нужно создать условия, чтобы из своих холмогор потянулись новые Ломоносовы?

- Прежде всего нужно собрать со всего мира знания и умения. Есть ярчайший пример: пригласили в сборную России лучшего в мире тренера. И голландец Гус Хиддинк, который даже по-русски не говорит, обеспечил России подъем патриотизма, не сравнимый ни с чем. Не было еще в истории новой России таких патриотических всплесков, как сейчас. Это говорит о том, что принцип меритократии - "власти лучших" - применим к современной России, более того, он крайне необходим для развития общества.

Да и не только к современной. Вспомним Петра, который смело привозил в страну немцев, французов, итальянцев, не потому что был таким уж западником, а потому, что они были лучшими специалистами в своем конкретном деле.

И этот принцип применим к любым сферам - к экономике, политике, общественной жизни, культуре: во главе всего должен быть лучший. Дмитрий Медведев предложил Хиддинку российское гражданство. Это очень яркий знак. Пусть не гражданство, но комфортные условия для въезда и пребывания в стране - визовые, налоговые и т. д. - лучших в мире людей нужно создавать.

- Это вы говорите о той элите, которую нужно создать. А что делать с той, которая уже есть? Как направить ее энергию на благо общества?

- Элита в стране, конечно, существует. Но Владислав Сурков (первый заместитель руководителя президентской администрации. - "КП") во время дискуссии привел пример. Когда он спрашивает парней и девушек из массовых молодежных организаций, кем они хотят стать, большинство отвечает: хотим работать в Газпроме. Это пример неправильного понимания элитарности.

А "правильная" элита - это люди, которые создают системы координат, формируют отношение общества ко всему, что происходит в стране или в мире, в политике или в культуре.

В ходе дискуссии возникло предложение создать список таких людей. Правда, не уверен, что это необходимо. Мне кажется, надо не формировать этот "элитный полк" , а создавать условия, чтобы элита в стране формировалась естественным путем. Чтобы люди говорили то, что думают, и делали то, что у них лучше всего получается. И тогда элита сформируется сама собой.

Нужно популяризировать лучших людей страны, предоставлять им эфиры и газетные площади, награждать их за заслуги. Этому государство должно всячески способствовать, но ни в коем случае процессом не руководить.

- А вы лично кого конкретно считаете элитой страны? Что называется, навскидку...

- (Пауза.) ... Я более-менее компетентно могу судить о людях бизнеса. Это, подчеркну, не список, а просто примеры людей, которых лично я считаю элитой страны. Это, безусловно, Аркадий Новиков, который изначально поднял планку качества ресторанного бизнеса настолько высоко, что многие не могут достичь ее до сих пор. Это строитель Сергей Полонский. Со мной многие могут не согласиться, но это и Дмитрий Каменщик: аэропорт "Домодедово" потрясающе современный, он лучший в стране. Это глава сети фитнес-клубов Ольга Слуцкер. Из участников списка "Форбс" это Алексей Мордашов и Олег Дерипаска.

Из других сфер - Земфира, Артемий Лебедев и Андрей Макаревич. Сюда же я включил бы Марка Аркадьевича Курцера, главного акушера города Москвы. И, кстати, Гуса Хиддинка, который, хоть и не гражданин России, но представляет собой настоящую российскую элиту.

"Известия" (26.06.2008, №114): Новая элита России пыталась найти себя в продолжении "Форума-2020"

В скором будущем нам поименно станут известны люди, составляющие гордость страны: участники дискуссии "Новая элита России" договорились на следующем своем мероприятии предоставить друг другу такие списки. А на поиски наиболее успешных и влиятельных представителей российской элиты теперь даже будут выделять гранты.

Впрочем, это скорее не итог обсуждения проблемы новых элит страны, а его начало. Первый раз вопрос был поднят на "Форуме-2020" , состоявшемся перед съездом "Единой России". Тогда участники секции "Новая элита России" лишь констатировали факт, что стране необходима идентификация элиты - хотя бы для того, чтобы понять, кто определяет сегодня общественный климат в стране Ведь очевидно, что его определяет не только власть.

Теперь же участники секции продвинулись дальше: на своем заседании в понедельник они пытались понять, кого именно можно назвать элитой. Именно так сформулировал вопрос модератор дискуссии - известный бизнесмен, глава компании "Евросеть" Евгений Чичваркин.

"Надо решить, что есть элита. А решить это можно только в том случае, если мы понимаем, чего мы хотим, какая должна быть у нас страна" , - добавил первый замглавы администрации президента Владислав Сурков. - Действительно, а кто это - элита? Самые богатые? Или это бюрократы, очищенные или неочищенные? Или это богатые бюрократы? Или это спортсмены? Или художники? Или люди умственного труда? Или новаторы, если у нас модно говорить об инновационной экономике? Кто для нас элита? Кого люди готовы уважать, признавать, считать теми, за кем можно идти?"

По мнению предпринимателя Александра Мамута, правильнее понимать элиту не как высшую страту правящего класса, а как людей, которые являются примером в силу своих личных способностей. Предприниматель назвал главный, на его взгляд, критерий отнесения человека к элите. "Представители новой элиты должны быть сберегателями отечественной культуры. Сейчас много говорится о национальной идее, о том, ради чего стоит жить и объединяться. Для меня ответ на этот вопрос прост: сберегать, охранять и преумножать достижения отечественной культуры. Мы на правильном пути. Люди в силу своих достоинств, пассионарности сохраняют и воспроизводят национальную культуру. Это элита, стоит этих людей искать Нужно увидеть этих людей, сегодняшних героев, создать возможности для того, чтобы они были услышаны и увидены. Нужно писать о них книги, снимать фильмы, показывать по телевидению" , - считает Александр Мамут.

Другой бизнесмен - Андрей Коркунов - считает, что элита уже сегодня существует. "В демократическом обществе элита формируется сама по себе, независимо от нас. Как в спорте. Демократическое общество дает возможность развития талантов, - высказал уверенность Андрей Коркунов и добавил: - Если у нас принадлежность к элите означает привилегии, то в демократическом обществе - скорее обязанности".

Спортивные аналогии привел и Владислав Сурков, обративший внимание на то, что принадлежность к элите не может быть пожизненной. "Нельзя бьпь пожизненным чемпионом мира по футболу. Не может Плющенко всегда считаться чемпионом. Чтобы быть чемпионом, он должен все время выступать и побеждать. В элите то же самое. Когда мы видим людей, которые руководят территориями или партиями - вот сколько существует новая Россия, столько они ими и руководят, - от этой нацеленности на пожизненное присутствие на своих постах тоже надо избавляться Здесь проблема не в косности системы, а в нашей ментальности. Никто не хочет уходить, потому что каждый считает, что заслуживает свое руководящее положение, хотя, возможно, это не так" , - заметил первый замглавы администрации президента.

А кинорежиссер Егор Кончаловский считает, что для того, чтобы стать представителем элиты, совершенно недостаточно заработать, пусть и честным трудом, много денег или находиться на вершине власти. "Элита - это те люди, чьи плоды труда имеют социальную значимость. Люди, которые способны повлиять на общественный климат в нашей стране в том направлении, в котором мы хотим, чтобы страна менялась", - считает представитель одной из самых элитарных семей России.

"У нас в России успех ориентирован на сильных, ловких. Если успешные люди - это набор бойцовских качеств, то это некая моральная деградация. Успех не должен достигаться любой ценой" , - добавила коллега Кончаловского, режиссер Екатерина Двигубская.

Если суммировать все прозвучавшие высказывания, то собирательный образ представителя современной российской элиты выглядит так: человек, добившийся успехов в профессии, являющийся безусловным авторитетом в своей области, влияющий на ситуацию в своей профессиональной среде и на общественный климат в стране в целом. При этом наделенный моральными качествами, не ставящими под сомнение характер его достижений.

Следующий вопрос, на который сейчас пытаются ответить участники дискуссии "Новая элита России": есть ли смысл каким-то образом формализовать понятие "элита"? Грубо говоря, надо ли составлять пофамильный список этой самой элиты? На всякий случай решили, что к следующему заседанию каждый принесет свои варианты. Но, например, Евгений Чичваркин считает, что такой список можно будет использовать как перечень примеров, но не более того. Гораздо важнее сформировать в стране условия, при которых элита сама начнет бурно формироваться, создать так называемые социальные лифты (К слову, искать представителей новой элиты страны будут и на новой - грантовой - основе).

Ведь сейчас, по словам Владислава Суркова, даже продвинутая молодежь - те, кто активно участвует в различных молодежных организациях, - на вопрос "куда вы хотите подняться на этом социальном лифте?" отвечает: в "Газпром".

"Надо понять, - задался вопросом Владислав Сурков, - наше общество - это "Газпром" или нечто другое, более сложное. И только после этого можно действовать". То есть создавать те самые социальные лифты. Очевидно, это и следует считать темой следующей дискуссии секции "Новая элита России".