Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Норд-Ост» засекретили


Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял решение ограничить доступ к документам по «делу Норд-Оста», сообщили адвокаты потерпевших в результате теракта на Дубровке. Таким образом, суд, где родственники жертв добиваются материальной компенсации от властей РФ, удовлетворил поданную в апреле просьбу полномочного представителя России при Европейском суде Вероники Милинчук (сейчас она отстранена от этой должности решением президента). Суть просьбы заключалась в том, что необходимо сохранить в тайне сведения о деятельности спецслужб во время спецоперации. В обмен на засекречивание документов было обещано, что Россия предоставит Евросуду все материалы уголовного дела о теракте на Дубровке. Как полагает адвокат потерпевших Игорь Трунов, это может быть формула газа, который использовался во время штурма театрального центра 26 октября 2002 года, фамилии задействованных в спецоперации агентов, а также записи прослушивания эфира в зоне теракта.

При этом российские власти сослались на параграф 33 регламента Европейского суда, в соответствии с которым суд действительно может закрыть доступ к досье рассматриваемого дела. Основанием могут стать соображения морали, общественного порядка, национальной безопасности или защита частной жизни.

Трагедия на Дубровке произошла более пяти лет назад. 23 октября 2002 года 40 террористов захватили театральный центр, где шел мюзикл «Норд-Ост», и, заминировав здание, три дня удерживали 912 заложников – актеров и зрителей. 26 октября в здание был пущен некий усыпляющий газ и начался штурм. В итоге все террористы были убиты, также погибли 130 заложников.

Расследование, по мнению пострадавшей стороны, за все эти годы оно не дало значимых результатов. Адвокаты потерпевших говорят, что российские следователи по делу не достигли никаких результатов. Не нашли ни организаторов, ни преступников, следствие не оценило действия должностных лиц. Родные погибших заявили, что им выплатили мизерные суммы компенсации материального ущерба, и не был возмещен моральный ущерб.

Теперь истину предстоит установить Евросуду. В жалобах, направленных в Страсбург, говорится, что в ходе расследования российские власти нарушили 6-ю статью Европейской конвенции по правам человека, гарантирующую право на справедливое судебное разбирательство.

Материалы, которые российские власти обещали Страсбургу, никогда не удавалось получить потерпевшим и представителям защиты. Между тем используемый спецслужбами газ их интересует больше всего. Главная претензия потерпевших и их адвокатов заключается, в том, что, по их словам, люди в театральном центре погибли не по вине террористов. Многие из бывших заложников умерли в больницах, потому что медики не смогли или не успели подобрать противоядие к специальному газу, примененному спецназом при штурме здания. Организация «Норд-ост» вменяет это в вину властям: они не только применили опасное химическое вещество (оно используется для усыпления животных с очень большой массой, например, слонов и бегемотов), но и не подготовились к оказанию помощи пострадавшим от яда.

Как заявила в эфире «Эха Москвы» представитель некоторых заявителей в Страсбургском суде, адвокат Карина Москаленко «все, что связано с событиями в «Норд-Осте», не должно засекречиваться, секретов в этом деле и так было достаточно». «Вопросы, связанные с захватом заложников, должны рассматриваться в публичном порядке, чтобы публика была осведомлена об обстоятельствах произошедшего, чтобы народ мог дать оценку действиям по освобождению заложников, чтобы жертвы не были безгласными, – сказала Москаленко. – Ведь до сих пор никто не может ответить на главнейшие вопросы этого дела: как стал возможен захват, по чьему недосмотру, как можно было организовать действия спецслужб, чтобы никто не погиб, а общество имеет право это знать».

См. также:

«Норд-Ост»: трагедии на Дубровке минуло пять лет