Добрейшей души ДНК
«Дорогой участник, - гласила надпись на мониторе перед корреспондентом Newsweek, сидевшим в кабинете в полном одиночестве. - В этом задании нужно будет сделать выбор. Вы можете заработать некоторое количество денег». Задача простая: у корреспондента есть 50 баллов, что равнозначно 50 шекелям (около $15). Часть этих баллов надо отдать другому участнику эксперимента - просто так. Остальное можно конвертировать в деньги и забрать себе. Вопрос - сколько отдать. Тонкость еще и в том, что партнеры не знали друг друга и не виделись ни до, ни после эксперимента, так что речь идет об альтруизме в чистом виде.
«50 шекелей, - подумал корреспондент Дмитрий Дубов. - Здесь, в Израиле, на это можно купить бутылку хорошей водки или пару пачек сигарет. Я не курю, водку почти не пью. Машину вот на платной университетской парковке оставил, 10 шекелей за два часа придется выложить. Их я себе и оставлю». И отдал партнеру 40 из 50 шекелей.
Что заставляет человека совершать бескорыстные поступки? Воспитание? Моральные качества? Настроение? Наверняка. Но профессор Ричард Эбштейн из Еврейского университета и его коллеги предполагают, что склонность к альтруизму объясняется не только социальными, но и генетическими факторами. Перед тем как поделить шекели, Дмитрий Дубов сдал слюну для анализа ДНК. То же самое сделали сотни других участников эксперимента, и статистическое исследование показало: участники, у которых один из генов был длиннее, отдавали партнеру больше денег, чем другие. Большая часть современных генетических исследований ставит задачу научиться предсказывать заболевания и избегать их, а при необходимости - лечить. Ценность работы группы Эбштейна в другом: убедительно показана связь между характеристикой человека, важной для общества, и одним из генов, встречающимся как у Homosapiens, так и у других млекопитающих.
Полную версию материала читайте в журнале «Русский Newsweek» (30 июня - 6 июля 2008) №27 (200)