Original Material
«Не надо играть в игры с российским руководством»
Вчера сербская скупщина после многомесячных раздумий ратифицировала соглашение, хотя и без важного протокола о цене покупки НИС. Сербская сторона настаивает на значительном ее повышении, в «Газпром нефти» не намерены менять условия уже подписанного пакетного соглашения. Крайний срок для окончательного оформления сделки -- 31 декабря. С сербской стороны документы об этом подписал еще в январе тогдашний министр инфраструктуры 57-летний Велимир ИЛИЧ -- ныне он председатель перешедшей в оппозицию партии «Новая Сербия». Г-н Илич рассказал обозревателю «Времени новостей» Петру ИСКЕНДЕРОВУ о ситуации вокруг соглашения с Россией и других проблемах Сербии.
-- Энергетическое соглашение с Россией имеет для Сербии долгосрочное значение. Проведение через сербскую территорию магистрального газопровода будет приносить стране не менее 200 млн евро в год только транзитных платежей. Реализация проекта даст работу нескольким тысячам человек, поможет создать в Сербии газохранилище и другие важнейшие элементы газотранспортной инфраструктуры. Наконец, с российской стороной уже достигнута договоренность построить две мощные тепловые электростанции в городах Ниш и Нови-Сад. Они будут работать на российском газе, удовлетворяя потребности местной промышленности в электроэнергии и позволяя экспортировать ее в соседние страны.
-- Почему же ратификация столь важного соглашения буксовала более полугода?
-- За это несут ответственность ряд членов нынешнего правительства (сформировано в июле по итогам майских внеочередных парламентских выборов. -- Ред.) во главе с Младжаном Динкичем (зампред кабинета, министр экономики и регионального развития, считающийся сторонником ускоренной интеграции Сербии в Евросоюз. -- Ред.). Он действует, исходя из своекорыстных интересов, а также следуя указаниям из Брюсселя.
Один пример. Помимо НИС Россия могла бы приобрести акции нашей ведущей авиакомпании «Югославские авиалинии». Однако Динкичу звонят из Брюсселя и говорят: «Если вы хотите вступить в состав Российской Федерации -- тогда можете продавать «Югославские авиалинии» русским. Если же вы стремитесь в Евросоюз -- не смейте этого делать!» Г-н Динкич создал какой-то не соответствующий законам о правительстве совет по инфраструктуре, причем поставил его над кабинетом и над скупщиной, и решает в нем вопросы стратегического значения. Противники энергетического соглашения с Россией попросту лоббируют западные интересы.
-- Младжан Динкич утверждает, что, прежде чем продавать НИС России, надо провести переоценку ее активов. По его словам, это поможет определить стоимость акций и раздать их гражданам в рамках программы бесплатной приватизации...
-- Про бесплатные акции никто в Сербии не вспоминает. Г-н Динкич стремится сорвать соглашение с Россией, чтобы якобы подороже продать НИС и раздать жителям страны акций на 5 млрд евро. Но подобной финансово-инфляционной нагрузки не выдержала бы даже экономика Германии! Это шарлатанство! Младжан Динкич заботится не о бесплатных акциях, а о личных интересах. Выступая на заседании скупщины, я напомнил, что русские являются хозяевами в газовом бизнесе, и призвал депутатов не превращать наших друзей в России в неприятелей, не играть в игры с российским руководством.
-- Другим предметом ожесточенных дискуссий в скупщине остается судьба соглашения о стабилизации и ассоциации Сербии с Евросоюзом, подписанного в апреле президентом Борисом Тадичем. Ваша партия против соглашения?
-- Мы настаиваем на включении в этот документ положения о статусе Косово как неотъемлемой части Сербии. В противном случае нет смысла ратифицировать этот документ. Сербскую оппозицию многие обвиняют в том, что мы против евроинтеграции. Это не так. Мы, сербы, хотим вступить в Евросоюз, здесь нет вопросов, с этим солидарны и власти, и оппозиция. Вопрос в цене. Евросоюз без санкции Совета Безопасности ООН отнимает у Сербии Косово -- 15% ее суверенной территории с православными святынями. ЕС вопреки возражениям Белграда размещает в крае свою миссию и вообще делает все, что хочет. А наши политики как ни в чем не бывало общаются с чиновниками Евросоюза -- и те выставляют Сербии все новые и новые условия.
Помимо признания независимости Косово мы должны выдавать Международному уголовному трибуналу по бывшей Югославии всех, кого они захотят. И это после того, как этот трибунал отпустил на свободу Рамуша Харадиная и Насера Орича (речь идет о бывшем полевом командире албанской «Освободительной армии Косово» и о бывшем командующем армией боснийских мусульман; оба обвинялись в военных преступлениях против сербов. -- Ред.). Еще никогда в своей истории Сербия не была так унижена собственными политиками!
-- Что сейчас происходит в Косово?
-- Сербскому населению края угрожает гуманитарная катастрофа. Миссия ООН в Косово пытается изолировать районы проживания косовских сербов от остальной Сербии и блокировать даже поставки в край гуманитарных товаров -- причем под вымышленными предлогами. В частности, таможенные службы ООН на несколько недель задержали партию лекарств и медицинских товаров, которая направлялась из Сербии в Косово, под предлогом нарушения каких-то таможенных правил, игнорируя факт принадлежности Косово Сербии. Лекарства неделями лежат в неподходящих для их хранения условиях. От этого страдают люди, нуждающиеся в медицинской помощи. Речь идет о настоящей обструкции, но власти Сербии, и прежде всего министерство по делам Косово и Метохии, не спешат в это вмешиваться.