Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Почти 90 процентов россиян уже знают о мировом финансовом кризисе


По данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), понятие «мировой финансовый кризис» в последнее время проникает в лексикон миллионов наших сограждан. Если в феврале этого года данное выражение было незнакомо каждому третьему (31%), и еще в конце сентября – каждому четвертому (25%) россиянину, то сейчас лишь 11% участников опроса заявили, что слышат его впервые. При этом сегодня 50% респондентов уверенно заявляют, что знают это выражение (38% говорят, что «слышали» его), тогда как три недели назад – всего 30%, а в феврале – 16%. Разумеется, чем выше образовательный уровень и уровень доходов респондентов, тем чаще они демонстрируют осведомленность в этом вопросе.

Абсолютное большинство россиян (55%) считают, что мировой финансовый кризис уже начался; это мнение сейчас разделяется практически вдвое чаще, чем в конце сентября (29%). Еще 16% опрошенных полагают, что он еще не разразился, но скоро начнется. Оптимистов, полагающих, что в ближайшее время такого кризиса не будет, осталось немного – 8% (тремя неделями ранее было 12%). Прочие воздерживаются от прогнозов (а тем, кому само понятие «мировой финансовый кризис» незнакомо, вопросы о нем, естественно, не задавались вообще).

Как и следовало ожидать, гораздо меньше определенности – в представлениях респондентов, полагающих, что мировой финансовый кризис наступил или вот-вот наступит (а это, напомним, 82% от всех участников опроса), о том, как он отразится на положении России в мире. Очень немногие – лишь 4% – уверены, что кризис на положении нашей страны никак не скажется (это мнение, отметим, особенно распространено среди москвичей – 8%). Гораздо чаще (19%) опрошенные затрудняются судить, повлияет ли кризис на положение России, либо (тоже 19%) высказываются в том смысле, что повлияет-то он обязательно, но вот как именно – позитивно или негативно – они предсказать затрудняются. При этом 17% опрошенных считают, что кризис приведет к укреплению положения нашей страны в мире, а 23% – что к ослаблению. И такое соотношение оптимистических и пессимистических прогнозов воспроизводится во всех социально-демографических группах – ни возраст, ни уровень образования, ни уровень доходов на это распределение мнений практически не влияют.

Стоит отметить, что участники опроса отнюдь не склонны считать Россию в сложившейся ситуации лишь объектом воздействия мировой финансовой стихии. Большинство полагающих, кто кризис наступил либо вскорости наступит – 45% от всех опрошенных, – уверены, что Россия может помочь другим странам преодолеть финансовый кризис (18% – полагают, что нашей стране это не под силу, остальные – затрудняются с оценкой). При этом 24% опрошенных считают, что оказывать помощь другим странам в этой ситуации следует, а 16% – что не следует.

Любопытно, что москвичи не только гораздо чаще, чем прочие россияне, демонстрируют веру в то, что наша страна способна протянуть руку помощи другим жертвам финансового кризиса (в столице 59% опрошенных говорят, что она может сделать это, и 15% – что не может), но и значительно охотнее высказываются за то, чтобы такую помощь действительно оказывать (44% – за, 15% –против).

Григорий Кертман