Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Экономист Никита Кричевский: новый закон о торговле не достигнет своей благой цели из-за "серого" сектора рынка


В каком бы виде ни был принят законопроект о торговле, своей цели - обуздание роста цен и придание торговле цивилизованного вида - этот закон не достигнет, сказал доктор экономических наук, профессор Российского государственного социального университета (РГСУ) Никита Кричевский в интервью «Полит.ру».

Госдума намерена ужесточить ко второму чтению основные положения законопроекта "О торговле". Второе чтение законопроекта было намечено на 11 ноября, однако было перенесено. Некоторые экономисты обратились в Госдуму с призывом не поддерживать законопроект вообще. Документ подписали Александр Аузан, Егор Гайдар, Сергей Гуриев, Андрей Илларионов, Вадим Радаев, Евгений Ясин.

По словам Кричевского, цель законопроекта благая – ограничить рост цен на товары первой необходимости и попытаться ужесточить контроль над развитием торговых сетей, ценовых надбавок к различным видам продуктов, поступающих как от производителей, так и от переработчиков. «Но в каком бы виде ни был принят этот закон, своей цели - обуздание роста цен и придание торговле цивилизованного вида - этот закон не достигнет. Причина роста цен на все виды продукции, которую мы потребляем через торговлю, в том числе на продукты питания, кроется не в необузданных аппетитах сетевых операторов, переработчиков или производителей продукции.

Причина заключается в том, что излишки, которые сопровождают их деятельность, мало того, что опережают рост тарифов тех же естественных монополий или просто рост тарифов на комплектующие, которые участвуют в производстве, например, на электроэнергию, топливо. За последние три-четыре года тарифы выросли на на 50 – 70%, а издержки производителей, переработчиков, поставщиков выросли по разным компания в 2 – 3 раза, а то и выше», - сказал он. Кричевский уверен, что разбираться нужно именно с издержками, потому что основная причина роста цен и складывающейся ситуации в торговле заключается не в нерегламентированной торговой деятельности, а в том, что мы имеем опережающий рост издержек участников всей цепочки.

Рост издержек, пояснил эксперт, связан с «серым» сектором. «За счет издержек выводится основная часть финансового оборота, происходит скрытое, а во многих случаях и явное обогащение тех, кто занимается бизнесом, конечными потребителями которого являемся мы с вами.

Естественно, опережающий рост издержек обусловливается коррупционной составляющей, поскольку коррупционный оборот - это изначально «серый» оборот. В России сегодня по данным Всемирного банка 49% ВВП - это «серый» сектор. То есть третья часть ВВП проходит мимо налогов, финансового оборота, контроля, надзора. По данным Росстата, величина «серого» сектора достигает 25% ВВП, то есть – четверть ВВП. Значительная часть «серых» операций приходятся как раз на торговлю», - полагает Кричевский.

«Серый» сектор, по его мнению, лишает нас надежды, что с Законом о торговле ситуация изменится к лучшему. «Все как было, так все и останется, и не важно, какой будет максимальная наценка по новому закону. Будет достаточно, не выходя из кабинета, сделать несколько нехитрых операций по перепродаже одного и того же товара нескольким фирмам – «прокладкам», «поплавкам», которые участвуют в нелегальном ценообороте. Таким путем будет достигнута максимальная наценка, которую будет определять Закон о торговле. И ничего ровным счетом не изменится», - заметил Кричевский.

По его словам, для изменения ситуации нужно навести порядок в финансовой сфере, и «тогда эффект будет завязан в том числе на упорядочении ценообразования в торговле». «Проблема не в конкуренции и не в том, что сетевики плохо себя ведут, а в том, что в в цепочке опережающих издержек задействованы все: и производители, и переработчики, и продавцы. Все прочие меры и механизмы - это маскировка того, что на самом деле имеет место», - повторил эксперт. - Когда все участники цепочки говорят о том, что они живут на 2 – 3% рентабельности, им нужно верить. Это действительно так, потому что они получают свои огромные доходы как раз за счет резервов, а по-простому за счет воровства», - заключил Кричевский.