В биатлонном окопе
Сначала она вышла как предвестник – хоть и многостраничной, но легкой бабочкой - предложений к обсуждению для Совета СБР. На каждой странице 8-10 ёмких фраз, доступно напоминающих спортивному соотечественнику о "болезнях" биатлона и его окружения, в смысле, руководства и приближенных к нему. В документе они названы "патологиями": допинг, система подготовки кадров, современное медицинское обеспечение, оснащение комплексов, стандарты "детской" экипировки и другие.
Удивительным образом под титульным листом (еще до патологий) руководство втиснуло-таки в документ пункты успехов за год "по самым "горячим" направлениям". Там просто у СБР пожар. Из ряда достижений со знаком "плюс два", размещенных на первой и последней строке, прямо чистый Гоголь: принят новый Устав и "будет запущен новый интернет-сайт СБР".
Необходимость выхода в сетевое пространство, конечно, животрепещущая - на уровне системной работы Антидопингового комитета или назначения нового главного тренера сборной. Сайт функционирует, правда, с некоторыми недостатками. На странице членов сборной РФ, скажем, вы не найдете ни одной фотографии спортсменов и тренерского штаба, информация о них крайне скудна, как, впрочем, и о самом биатлоне. И это за пару недель до Олимпиады в Ванкувере! Российские биатлонисты гораздо лучше представлены на дружественном сайте Федерации биатлона Украины.
Слабенькие у нас тренеры сейчас… Ушли профессионалы старой закалки, а пришли те, для кого биатлон – средство зарабатывания денег
Самая глобальная идея всего стратегического плана – внедрение биатлона в массы, популяризация его среди молодежи. А для эффективности решения подобной задачи, нужны, как это ни смешно, свободные земли под лыжные трассы, стрельбище со стадионами и прилегающими к ним "мелочами" – прокатом снаряжения, раздевалками, освещением. Здесь у невесомой бабочки начинают ломаться крылья – документ напоминает об искусственном снеге, смазке, оружии, пулях (опытный любитель добавит коврики и мишени).
И вот план развития начинает изобиловать патриотическими догмами, уводящими романтиков в утопические мифы. В Стратегии указывается, что упрощенные версии оборудования для биатлонных комплексов, сделанных "под ключ", скажем, в Финляндии, могут быть освоены российскими производителями. Отечественным промышленникам "угрожают" долгосрочным заказом "для стимулирования производства оборудования, оружия, экипировки". В общем, чтобы не закупать у чужого дяди, нужно наладить выпуск полного биатлонного боекомплекта у себя дома.
К слову сказать, в июне прошлого года в интервью Агентству спортивной информации "Весь спорт" слесарь механосборочных работ конструкторско-оружейного центра ОАО "Концерн "Ижмаш" Александр Пономарев, ставший штатным специалистом по оружию в сборной России, заявил, что винтовка ижевского производства "Би-7-4" стопроцентно не уступает немецкой Anschutz. Именно она стала одним из лауреатов Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России" 2009 года в номинации "Промышленные товары для населения". Зато оружейник раскритиковал стрелковую подготовку российских спортсменов:
- Как специалист, вижу огромные пробелы в стрельбе у российских ребят. Слабенькие у нас тренеры сейчас… Ушли профессионалы старой закалки, а пришли те, для кого биатлон – средство зарабатывания денег. По их мнению, винтовка – лишь дополнение к беговой подготовке. Ведь физическую форму можно быстро поставить, а стрелять за один год не научишь.
Чем ближе к концу документа, тем больше ощущение, что тебя вгоняют в окоп, из которого необходимо увидеть противника
Специалисты "Ижмаша" с лета прошлого года работают в молодежных сборных РФ, обслуживая свое оружие, оценивая образцы, которые эксплуатируются спортсменами давно, и новые экземпляры. Со второго этапа Кубка мира в основной команде находится начальник отдела спортивно-охотничьего оружия конструкторско-оружейного центра концерна, один из разработчиков специализированной спортивной винтовки "Биатлон" Владимир Суслопаров. Он, как и его коллега, также отметил:
- Я приехал в команду, где оружейника не было порядка 10 лет. Было много работы с точки зрения технического обслуживания, чистоты выполненных работ, особенно тех винтовок, которые не первый год в эксплуатации.
Кстати, для винтовок типа "Биатлон-7-ЗА" и "Биатлон-7-4А" применяется ствол фирмы "Anschutz". Профессионалы, сравнивая немецкое и российское оружие, утверждают, что первое отличается качеством, а второе – надежностью. Ижмашовцы понимают, что чемпионское сознание не "перевооружить" на русские винтовки, а вот молодежь можно убедить, что оружие отечественного производства ничем не хуже импортного. Впрочем, из "Биатлона" уже в текущем сезоне стреляют Анна Богалий-Титовец, Яна Романова, Виктор Васильев. Правда, "намазали" они на начальных этапах Кубка столько, что стыдно об этом писать. Одна гонка преследования Васильева на этапе Кубка мира в Поклюке с 9 промахами отдает чем-то мистическим, даже не знаешь, что винить – оружие, здоровье, погоду, неудачу спортсмена, недосмотр тренера или общий мировой порядок.
Чем ближе к концу документа, тем больше ощущение, что тебя вгоняют в окоп, из которого необходимо увидеть противника. А тот все не появляется. Но Стратегия настоятельно рекомендует его рассмотреть - где-то там на горизонте. Патриотизм поднимает в атаку из окопа сомневающихся: "Закрепление биатлона как "нашего" вида спорта для подготовки защитников Родины", "пропаганда здорового образа жизни, создание образа героя – спортсмена-биатлониста". Ни много ни мало. А если образ героя есть, но он не "наш", а "их"? И не то, чтобы герой, а просто любимый спортсмен или "один из"? Вот, скажем, если наряду с россиянами Ольгой Медведцевой (владелицей пожизненной допинговой черной метки) и Николаем Кругловым (вечным неудачником), болеешь за немку Кати Вильхельм или норвежца Халварда Ханевольда? Теперь ты отступник, изгой, не свой? Осталось пасть на поле космополитизма от пули ура-патриотов, изображающих на флагах вудуистического медведя с пьяным оскалом.
А как же искусство, преодоление себя, физических возможностей, истерический смех тренера на груди у коллеги - на глазах многомиллионной телевизионной публики, когда твоя подопечная второй год подряд на одном и том же стрельбище под дружное стадионное "ах" трижды бьет по чужим мишеням? Как же нечеловеческое пыхтение в горку на четвертом круге масс-старта и голый торс на 10-градусном морозе после финиша? Какой истинный ценитель биатлонного театра смотрит на гербовую нашивку спортсмена, когда он на последних пятидесяти метрах поворачивается к публике и низко кланяется ей в знак уважения? Всем!
Продолжение будет опубликовано 28 января