У грузин фламандская душа
Бельгийцы не претендуют на гонорар за ремейк «Имеди»
В Европе политический розыгрыш «Имеди» большого шума не произвел, но официальные канцелярии дали указание своим послам в Тбилиси выразить неудовольствие (ситуация между Россией и Грузией слишком взрывоопасна для таких шуточек)....
В Европе политический розыгрыш «Имеди» большого шума не произвел, но официальные канцелярии дали указание своим послам в Тбилиси выразить неудовольствие (ситуация между Россией и Грузией слишком взрывоопасна для таких шуточек). Представитель МИД Франции, отвечая на вопросы журналистов, назвала случившееся «весьма странной и абсолютно неуместной инициативой». Париж, который видит себя архитектором перемирия в Грузии, не мог отреагировать иначе. Представитель НАТО Джеймс Аппатурай в ответ на мой вопрос улыбнулся: альянс не комментирует телепередач.
В европейской прессе эта история заняла довольно скромное место среди забавной информации издалека. И только бельгийцы вспомнили, как купились на «шутку» госканала RTBF 13 декабря 2006 года. «Суар» так и написала про грузинскую передачу: «Маленький перепев «Бай-бай, Белджиум» («Прощай, Бельгия» — под этим названием вошел в историю памятный тележурнал).
Бельгийцы в тот вечер готовились смотреть заявленную после новостей передачу об отношениях между фламандцами и валлонами. Точнее, готовились переключить канал, уйти от политики в кино. Вдруг на экране замельтешили помехи. Мало кто зацепил взглядом едва задержавшийся на экране титр: «Это может быть и не вымыслом» (переиначенная подпись с картины Рене Магритта — полный сюр). Дальше ведущий Франсуа де Бригод, как бы прервав выпуск, с каменной миной зачитал экстренное сообщение: «Парламент Фландрии провозгласил ее независимость», «Бельгии как государства больше нет».
Зрителя, захлебнувшегося пивом, добили «прямыми включениями». Репортер берет интервью у лидера фламандских националистов, который радостно комментирует «историческое событие». Видный политик из Валлонии осуждает сепаратистов. Спикер федерального парламента Херман Де Кро на полном серьезе критикует ассамблею Фландрии за «превышение конституционных полномочий». События развиваются в темпе фильма-катастрофы. Журналист королевского пула сообщает на фоне дворца, что король Альберт II и королева Паола вылетели с военной базы Мелсбрук в бывшее Бельгийское Конго просить убежища… И так далее.
Наконец Бельгия взрывается гомерическим хохотом и площадной бранью, когда на экране во вспышке взрыва картинно рушится «гриб» брюссельской телебашни, а ведущий уже не скрывает озорной улыбки.
Большинство поняли, что это розыгрыш, еще посреди передачи, когда появился красный титр: «Это художественный вымысел». Но и титру не все поверили. По данным проведенных опросов, в первые четверть часа купились 80 процентов зрителей, в том числе иностранные журналисты и послы, которые начали строчить депеши.
В Бельгии та скандальная передача получила неровную оценку: положительных отзывов было намного меньше, чем критических и ругательных. Как заметил мой здешний коллега, «первоапрельская рыба в середине декабря выглядела неаппетитно не только по кулинарным причинам». Федеральное правительство назвало выдумку первого канала «дурновкусием» и «несвоевременной безответственностью». Но нация успокоилась и не стала карать виновных. Генеральный директор канала Жан-Поль Филиппо не уволен.
Ведущий Франсуа де Бригод рассказывал мне потом, что журналисты готовили передачу тайно два года. Зачем? Потому что была острая тема: распад Бельгии, страны, которую они любят. Авторы хотели расшевелить людей, привлечь внимание к теме, которая занимала только специалистов, журналистов и политиков. Это им удалось. Граждане вышли на улицы. Франсуа уверен, что тележурналисты были правы.
Бельгийские телевизионщики не собираются требовать у «Имеди» роялти за идею смешения новостей с антиутопией. «Любое сходство с передачей RTBF 2006 года, вероятно, чистое совпадение», — заключила «Суар».
Действительно, уж очень разный контекст. Гибель бельгийского государства, даже если бы такое случилось, это еще не кровь. В Грузии и России такие события пахнут большой кровью…