Представитель МАГАТЭ: вопрос гарантированности поставок топлива является сдерживающим фактором для стран, которые рассматривают внедрение ядерной энергетики

29 марта в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано и глава российской госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко подписали соглашение о создании на территории России гарантийного запаса низкообогащенного урана (НОУ). Инициатива предусматривает создание системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла и должна обеспечить равный доступ всех заинтересованных государств к атомной энергетике при соблюдении требований режима ядерного нераспространения.
"Надо учитывать, что это была смешанная инициатива, - заявил Вячеслав Гудков, помощник заместителя генерального директора МАГАТЭ. - Была инициатива 2006 года президента Российской Федерации по глобальной ядерной энергетике, которая подразумевала создание международных центров, и была инициатива генерального директора МАГАТЭ по системе гарантированных поставок. В ответ на эту инициативу Российская Федерация предложила при Международном центре по обогащению урана в Ангарске создать гарантзапас. Вот это и было реализовано".
По словам Гудкова, одним из сдерживающих факторов для новых стран, которые рассматривают внедрение ядерной энергетики и введение ее в энергобаланс, является вопрос гарантированности поставок топлива. "Станцию-то можно построить, но в какой-то момент по политическим или иным соображениям, не связанным с рыночными вопросами, может быть принято решение об остановке поставок. Соответственно, возникает серьезная проблема для страны со станцией. В данном случае гарантзапас создается на территории Российской Федерации, но предоставляется он по решению генерального директора МАГАТЭ. Это своего рода страховочный вариант на случай сбоев в поставках топлива. Естественно, речь идет не о топливе, речь идет об обогащенном уране. Но это один из основных компонентов. Страны получили гарантию того, что в случае перебоев с поставками топлива по политическим мотивам они могут обратиться в МАГАТЭ и задействовать гарантийный запас", - подчеркнул он.
"В данном случае Российская Федерация выступила как донор, хороший, правильный член МАГАТЭ, имеющий ядерную энергетику, но одновременно соблюдающий положения устава и изначальные задачи МАГАТЭ и способствующий внедрению ядерной энергетики в других странах", - отметил Гудков.
"Ну а в принципе Россия является поставщиком ядерного топлива на рынке, - добавил он. - Поэтому, если на рынке появляется механизм, гарантирующий странам получение топлива или обогащенного урана, то это косвенно способствует развитию рынка, что создает определенные положительные условия и для нас тоже. Но это, так сказать, не является первоочередной задачей. Самое главное - это создание механизма, который гарантированно позволяет странам получать топливо. Ну и второе - это аспект нераспространения. Есть две чувствительные технологии топливного цикла, которые могут привести к созданию ядерного оружия - обогащение урана и переработка отработанного топлива".
"В данном случае странам вместо того, чтобы страховаться от перебоев развитием собственных технологий, создаются условия, когда они могут получить это через МАГАТЭ", - заключил Вячеслав Гудков.