Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Дмитрий Медведев выступил против необоснованных противопоставлений и употребления некоторых выражений


На встрече в Кремле президента России с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также представителями общественных организаций Северокавказского региона Дмитрий Медведев сделал замечания некоторым выступающим по поводу употребленных ими терминов.

Заседание Совета было посвящено проблемам Северного Кавказа, и в целом, и глава государства, и участники совещания, и наблюдатели остались довольны его итогами. "Звучало много абсолютно правильных вещей, которые, может быть, носят идеологический характер, а не прикладной, но я под этим готов двумя руками подписаться", - сказал в своей заключительной речи Медведев. Однако, по его мнению, в ходе выступлений прозвучали "вещи, по которым, может быть, мне показалось, что нам нужно аккуратнее быть в терминах".

В частности, сказал он, "я не приемлю термин "партизанская война", которым "грешат наши коллеги, которые занимаются правозащитной активностью на Западе" и "это встречается даже в выступлениях наших товарищей, которые здесь говорили об этом". Медведев имел в виду, в том числе и главу Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву, которая говорила о "непрекращающейся партизанской войне". "Термин "партизанская война" мне не очень нравится, он больше применим к Великой Отечественной войне, к партизанскому движению, которое ассоциируется с освободительным движением в тылу врага. Поэтому здесь, действительно, надо применять термин не "партизанская война", а "активность вооружённых бандформирований, террористов и экстремистов", - заявил глава Московского бюро по правам человека Александр Брод.

Раскритиковал Дмитрий Медведев и председателя Совета Эллу Памфилову, сказавшей о том, что в ряде республик Северного Кавказа "суды себя полностью дискредитировали". "Я категорически против таких фраз, потому что за этим развал правовой системы и абсолютное неуважение к суду", - довольно резко отреагировал Медведев.

Эксперты, комментируя реплику главу государства, поясняют: "Судебная система Северного Кавказа - это часть российской судебной системы, где есть люди, добросовестно выполняющие свой долг, а есть и коррупционеры. Поэтому выделять как-то суды этого региона мне кажется искусственным", - говорит Александр Брод. По его словам, судопроизводство в России нуждается в реформировании, но при этом "не стоит в целом подрывать доверие судебной власти", опираясь, к примеру, только на решение Страсбургского суда, который, "как показало недавнее решение относительно Кононова, не всегда действует беспристрастно, а иногда там политика превалирует над правом".

Обратил Дмитрий Медведев внимание участников заседания и на необходимость избегать необоснованных противопоставлений. "Знаете, как только начинают говорить: Кадыров плохой, Евкуров хороший... У всех есть недостатки, мы это все знаем, и если вы думаете, что я чего-то не знаю, то это не так. [...] Но не надо никого сталкивать лбами, даже если вам кто-то по каким-то причинам неприятен или кажется человеком, который принимает ошибочные решения или даже плохие решения, потому что в конечном счёте это может принести дополнительный вред", - сказал президент. То же самое касается и тезиса о том, что ситуация в республиках Северного Кавказа отличается от ситуации в России. "Если мы так начнём рассуждать, то тогда нужно умыть руки и сказать: "Пусть этим занимаются другие", - сказал Дмитрий Медведев.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко заявила: "Очень часто представители некоторых местных северокавказских общественных организаций с одной стороны, и, с другой, некоторых структур гражданского общества на федеральном уровне выступают с такими заявлениями, из которых следует, что Кавказ живёт своей особенной жизнью и не вписывается в российское политическое, социальное пространство. Этот подход в корне неверный, поскольку при всей специфичности, исторических традиций развития этой территории, её следует рассматривать исключительно как неотъемлемую часть Российской Федерации - все проекты развития северокавказского региона должны исходить именно из этого. В противном случае искусственное возведение барьеров может привести только к созданию новых угроз для стабилизации", - отмечает эксперт. Оксана Гончаренко также считает алогичным сравнивать деятельность глав двух или нескольких субъектов Российской Федерации, поскольку "у каждой республики есть свои задачи и свои проблемы", и "эффективность тех или иных руководителей следует оценивать исходя из тех задач, которые для каждой республики были определены".

Тем не менее, несмотря на некоторые шероховатости, итоги заседания Совета по правам человека в целом можно назвать позитивными. "Встреча была полезной и самое главное, чтобы по итогам были [выработаны] конструктивные подходы правозащитных сил, органов власти, общественных и религиозных лидеров региона по выработке совместных действий", - считает Александр Брод.

Дмитрий Медведев также остался доволен содержательной стороной мероприятия. "Это первый опыт нашего общения на эту тему. Для меня он полезен. Я надеюсь, что будут и практические последствия этого общения", - сказал в завершение президент.