Дата
Автор
Галина ПАПЕРНАЯ
Сохранённая копия
Original Material

По следам свиного гриппа

ПАСЕ изучает коррупционную составляющую объявленной ВОЗ пандемии

Парламентская ассамблея Совета Европы начала собственное расследование обстоятельств возникновения штамма вируса гриппа A/H1N1. Вчера в ПАСЕ открылись слушания, в ходе которых будет обсуждаться, была ли прошлогодняя эпидемия свиного гриппа реальной угрозой человечеству или же маркетинговым ходом, предпринятым фармотраслью в сговоре с чиновниками Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В ходе первого же заседания комиссии ПАСЕ в Париже был представлен доклад, в котором говорится о беспочвенности присвоенного пандемии максимального шестого уровня угрозы и намеренном нагнетании паники со стороны ВОЗ. Примечательно, что буквально на днях ВОЗ в очередной раз отказалась не только объявить о конце пандемии, но даже снизить степень угрозы.

Первым публично в справедливости присвоения максимального уровня пандемии гриппа, вызванного штаммом вируса A/H1N1, усомнился немецкий эпидемиолог и председатель подкомитета по здравоохранению комитета по социальным вопросам, здравоохранению и семье ПАСЕ Вольфганг Водарг. В своем выступлении в ноябре 2009 года он назвал пандемию свиного гриппа «величайшим скандалом в истории здравоохранения нашего столетия». «Как такового свиного гриппа не существует, это одна из форм обычного сезонного гриппа, а великая паника, которую раздули на пустом месте, выгодна только представителям лабораторий по разработке вакцин и ее производителям», -- заявил тогда г-н Водарг. По его словам, многократные заявления о пандемии свиного гриппа подтолкнули правительства многих стран потратить десятки миллионов евро и долларов на приобретение вакцины. Но необходимости прививаться именно новыми вакцинами на самом деле нет и не было, говорит г-н Водарг. По его мнению, все началось еще пять лет назад, когда ВОЗ пугала население земли и правительства так называемым птичьим гриппом. В атмосфере хорошо организованной паники правительства многих стран бросились создавать большие запасы противовирусных препаратов и заключать так называемые спящие контракты (в случае пандемии их можно сразу же активизировать) с фармацевтическими компаниями на производство десятков миллионов доз вакцины.

За прошедшие после этих обличительных высказываний шесть месяцев Вольфганг Водарг не только не изменил своих позиций, но и провел под эгидой ПАСЕ собственное расследование действий Всемирной организации здравоохранения и ее руководителя Маргерет Чен. «Существуют многочисленные доказательства того, что серьезность заболевания была значительно преувеличена ВОЗ. В действительности никакой пандемии не было», -- говорится в обнародованном вчера в Париже докладе. Расследование ПАСЕ, в частности, выявило «серьезные недостатки» в прозрачности процесса принятия решений во время борьбы с пандемией. «Вызывает озабоченность, не оказывает ли фармацевтическая промышленность влияние на принятие этих решений», -- отмечают авторы документа. Обвинители утверждают, что европейская рабочая группа по гриппу, играющая центральную роль в связях ВОЗ с исследовательскими институтами, находится под сильным влиянием компаний Sanofi Pasteur, Novartis, GlaxoSmithKline и Baxter.

В представленном на слушаниях докладе виновные в организации паники и сговоре поименно не названы. Но в интервью, предшествующих публикации этого документа, сторонники доктора Водарга не раз называли голландского врача Альберта Остенхауса, работающего экспертом в ВОЗ и одновременно в нескольких компаниях, производящих вакцину против свиного гриппа. Расследование его деятельности уже проводит правительство Нидерландов.

Представители ВОЗ пока не реагируют на многочисленные обвинения в свой адрес. «Невозможно отказаться от услуг ведущих мировых специалистов лишь на том основании, что они финансово заинтересованы в продвижении той или иной стратегии борьбы с различными заболеваниями», -- говорит спикер ВОЗ Грегори Хэртл. Позиция организации, которую он представляет, заключается в том, что обоснованные выводы о реальности или эфемерности пандемии можно будет сделать только через пару лет после пика пандемии. Ведь не все страны раскрыли данные по смертности от A/H1N1 и только сейчас уточняют статистику. Как сообщила на днях Маргерет Чен, пока известно более чем о 18 тыс. летальных исходов, и данные постоянно дополняются. Именно поэтому пока о признании пандемии завершенной не может быть и речи, упорствует руководитель ВОЗ.

При этом уже известно, что с момента объявления пандемической угрозы на продаже только вакцин против свиного гриппа фармкомпании заработали дополнительно до 10 млрд долл. Более других потратили на закупки вакцин самые богатые страны -- США, Канада, Франция, Германия. Но и Россия в меру возможностей постаралась не отстать: еще летом прошлого года из бюджета экстренно было выделено 4 млрд руб. на создание и производство 35 млн доз отечественной вакцины. До нового года, пока хоть какая-то актуальность прививок сохранялась в силу эпидемиологической обстановки, этой вакциной было привито почти 5 млн россиян в 68 регионах страны. При этом в 11 регионах даже смогли полностью выполнить план, привив всех детей и работников систем жизнеобеспечения -- врачей, военных, милиционеров. А продажи рекомендованного ВОЗ противовирусного препарата, по подсчетам маркетинговой компании ЦМИ «Фармэксперт», в прошлом году увеличились на 1000%.

Но в России в реальности свиного гриппа пока никто из именитых медиков и эпидемиологов не сомневается. Пандемию никто не отменял -- такова официальная позиция и «Роспотребнадзора», возглавляемого главным санитарным врачом страны Геннадием Онищенко, и главного научного центра в этой области -- НИИ гриппа. «59 смертей в Чите -- это что, не пандемия? Сколько лет работаю, никогда такого не было», -- рассказал «Времени новостей» директор Института гриппа академик Олег Киселев, участвовавший в разработке критериев, которые ВОЗ использует для объявления пандемии и определения уровня угрозы. По словам ученого, то, что бизнес «использовал ситуацию на полную катушку», не имеет никакого отношения к медицинской сути вопроса. «Пандемия была! А бизнес надо регулировать законами, чтобы невозможно было наживаться на эпидемиях», -- считает г-н Киселев.

Галина ПАПЕРНАЯ