Дата
Автор
Александр Минеев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

А доверия все нет

НАТО и Россия обсудили общие угрозы

Партнерство между НАТО и Россией перед лицом угроз ХХI века остается красивым проектом. Цель, провозглашенная Владимиром Путиным и натовскими лидерами в 2002 году на саммите в Пратика-ди-Маре, не достигнута. Конечно, то было другое время:...

Партнерство между НАТО и Россией перед лицом угроз ХХI века остается красивым проектом. Цель, провозглашенная Владимиром Путиным и натовскими лидерами в 2002 году на саммите в Пратика-ди-Маре, не достигнута.

Конечно, то было другое время: еще жили иллюзии, что у посткоммунистической России «одинаковые мозги» с Европой и Америкой. Потом иллюзия поддерживалась на бумаге и в официальных речах. Курс Кремля изменился, Запад и НАТО стали востребованы в лучшем случае как внешние оппоненты, если не угроза. Созданный в Пратика-ди-Маре как собрание равных Совет Россия — НАТО не стал форумом 29 стран, а остался ристалищем 28 против одного.

Хотя страны НАТО и Москва публично называют одни и те же угрозы безопасности в ХХI веке, на самом деле видят их по-разному. На таких условиях сложно говорить о партнерстве. Сначала надо договориться о том, что страшнее – иранская ядерная ракета, Аль-Каида с Афганистаном или прием Грузии в НАТО и действия альянса за пределами Атлантики. И так далее.

Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин признал, что натовцы перед выходом на Совет Россия — НАТО проводят без него «нулевое чтение» повестки дня, чтобы потом сесть за общий стол и выдать ему свою согласованную позицию. А он хотел бы «когорты 29 стран», как это и представлял Путин в 2002 году. По мнению посла, виноваты натовцы, которые солидарно противопоставляют себя России.

Обзор общих угроз был одной из главных тем заседания Совета Россия — НАТО, которое состоялось в брюссельской штаб-квартире альянса на прошлой неделе.

По словам российского постпредства при НАТО, в последние полгода была проведена интенсивная работа соответствующих групп СРН по изучению угроз, направленных против евроатлантического пространства, в том числе против России. Они вытекают из активности международных террористических групп и наркомафии, пиратства в Аденском заливе, ситуации в Афганистане.

Для чего нужен обзор и что последует за ним? Будут ли все 29 членов СРН действовать вместе в отражении установленных угроз или 28 натовских стран сначала будут согласовывать общую позицию и потом предъявлять ее России?

Эти вопросы я задал официальному представителю НАТО Джеймсу Аппатураю.

«Во-первых, в кругах, которые играют в этом роль, существует затаенное подозрение, что НАТО и Россия по-прежнему боятся друг друга. Задача проводимого обзора – снять эту подозрительность», — сказал он, подчеркнув, что пока НАТО и Россия по-разному оценивают угрозы ХХI века.

«Хочу заверить, что со стороны стран НАТО есть сильное желание развивать предметное сотрудничество с Россией в тех сферах, которые важны не только для нас, но и для нее. Только так можно построить сотрудничество, основанное на доверии. Конечно, мы хотели бы встречного стремления», — заявил представитель НАТО.