Специалисты атомной отрасли: БН-600 провел великолепную работу не только по техническим показателям, но и как коммерческий энергоблок

23 июля 2010 года в г. Заречном Свердловской области состоялась IX научно-техническая конференция, посвященная 30-летней успешной работе уникального энергоблока БН-600 с ядерным реактором на быстрых нейтронах. Организаторами конференции выступили ОАО «Концерн Росэнергоатом» и Белоярская АЭС. В работе конференции приняли участие свыше 100 специалистов. Среди них – представители ОАО «Концерн Росэнергоатом», научно-исследовательских институтов, конструкторских организаций, а также специалисты по атомной энергетике из-за рубежа: из Италии, Франции, Индии и Японии.
"БН-600 провел великолепную работу не просто по техническим показателям, но и как коммерческий энергоблок", - заявил Олег Сараев, заместитель генерального директора Концерна «Росэнергоатом». "Блок длительное время в ряду парка атомных электростанций «Росэнергоатома» занимает ведущее положение, по числу, например, регистрируемых отказов – т.е. их минимальное количество. Это очень хороший показатель для инновационного блока. Слово «инновационный» я применил хотя бы потому, что его качества, которые были заложены еще в конце 60-х годов, сегодня еще не нашли практического применения во многих странах, которые занимались быстрой тематикой", - отметил он.
"Это обстоятельство является опорой для нашего оптимизма в развитии реакторов на быстрых нейтронах в будущем", - добавил Сараев. "Действительно, мы сейчас продлили ресурс этого блока и коллектив, люди, организации, которые к этому причастны, испытывают оптимизм в том, что их дело будет продолжаться и нас ждут новые успехи. У БН-600 еще очень большая роль в следующий период создания уже коммерческих быстрых реакторов, и в части замыкания топливного цикла ему большая судьба уготовлена. Это должно всех нас мобилизовать на дальнейшую плодотворную деятельность", - считает он.
"Действительно, сейчас мы строим БН-800. БН-800, конечно, он в большей степени носит черты эволюционного характера, когда все взято лучшее от БН-600 и сделаны работы, которые позволяют повысить его безопасность и надежность", - сообщил Сараев. "Однако основное его направление - не потерять нашу тематику, не потерять основы научного сопровождения, конструкторского сопровождения для будущего, отработать технологии оптимального замыкания топливного цикла, это в большей степени будет касаться, естественно, материалов топливных композиций, и заложить основы и для развития уже направления БН-1200, которым мы сейчас достаточно активно занимаемся. БН-1200 включен в федеральную целевую программу «Новые ядерно-энергетические технологии», выделены бюджетные деньги, а это серьезное свидетельство заинтересованности государства в том, чтобы эта тема развивалась. И работы уже ведутся", - заключил он.
"Интерес иностранцев к БН связан с тем, что у нас есть опыт. Практически никому не удалось реализовать такую масштабную длительную программу освоения быстрых реакторов, только России", - сообщил заместитель генерального директора ОАО «Концерн Росэнергоатом», директор Белоярской АЭС Михаил Баканов.
"Нам дышит в затылок Япония, которая пыталась запустить реактор Монжу мощностью 250 МВт - аналог, только в меньших масштабах, БН-600. В середине 90-х годов у них были неприятности, скорее идеологического характера, а не технического, и они были вынуждены прекратить эксплуатацию этого блока в 1996 году. И вот 14 лет занимались усовершенствованием, модернизацией, чтобы исключить вот то, что произошло до этого. В мае они вошли в цикл нового, повторного пуска Монжу. И если он заработает, то это будет, не скажу "конкуренты", но еще один работающий блок на быстрых реакторах", - отметил он.
"Дальше Индия. Китай, если вы слышали, осуществили физический пуск прототипа быстрого реактора, который построен по нашему проекту. Все они дышат в затылок: японцы, Китай, Индия, Франция, конечно же, не отстает", - добавил Баканов.
"Но я думаю, что у нас наиболее реалистичная, прагматичная, наиболее реализуемая и обеспеченная программа", - подчеркнул он. "Проекты уже есть: БН-800, БН-1200 с небольшим перерывом за ним уже идет. БН-1200 – это уже коммерческий реактор. У нас, как мы были приоритетны, так и остаемся, тем более что совершенно реально планируем свою деятельность", - заключил Баканов.
"Дело в том что, Белоярская атомная станция, так уж сложилось, является полигоном для новых технологий", - прокомментировал новость советник генерального директора Государственного научного центра РФ ФЭИ Владимир Поплавский. "Первый-второй блок – это реакторы с ядерным перегревом пара, который впервые был применен – тоже достижение новой технологической линии. А дальше Белоярская атомная станция ориентирована как ядерный полигон для испытания технологии быстрых реакторов. БН-600 - очень удачный пример в этом плане. Мы сегодня проводим конференцию. На временном лаге в 30 лет доказано, что натриевые технологии быстрых реакторов обладают достаточным уровнем безопасности и работоспособности. Собственно, вот это и явилось основой того, что мы разработали проект БН-800, который является следующим шагом в развитии технологии быстрых натриевых реакторов. И это явилось основой того, что мы сейчас стали заниматься быстрыми реакторами уже коммерческого типа", - отметил он.
БН-800 не будет реактором коммерческого типа, поскольку это единичный экземпляр, и говорить о достижении экономической конкурентоспособности на уникальных образцах атомной энергетики, в принципе, бесполезное дело, считает Поплавский. "Потому что всегда уникальный образец обладает достаточно высокой стоимостью. Да, технология быстрых реакторов довольно сложная, сложнее, чем технология легководных реакторов, которые являются основой выработки энергии не только в России, но и в мире. Тем не менее, есть два фундаментальных свойства быстрых реакторов – это возможность воспроизводства топлива. Т.е., как вы знаете, там сгорает плутония меньше, чем воспроизводится. Т.е. если коэффициент воспроизводства меньше единицы – это уникальная штука, вообще-то. Это даже не вечный двигатель, это что-то даже большее - поскольку на один килограмм сгоревшего ядерного топлива мы можем воспроизвести полтора килограмма топлива, т.е. это возможность расширенного воспроизводства ядерной энергетики за счет собственного воспроизводства, не добывая ничего, не беря ядерное топливо со стороны, естественно, не добывая уран на горнорудных предприятиях. Это фундаментальное свойство, то есть в принципе с помощью этой технологии можно обеспечить устойчивое развитие человечества с точки зрения беспроблемного энергообеспечения. Это главная задача. А вторая задача – это экологическая приемлемость. Дело в том, что быстрый реактор может уничтожать те радиоактивные отходы, которые тепловой реактор нарабатывает. Это так называемые малые актиниды, типа нептуния, кюрия", - пояснил эксперт.
"Реактор БН-800 – это первый реактор, который в условиях России будет использовать не урановое топливо, как БН-600. Поэтому мы говорим о развитии человечества, когда мы вовлекаем восьмой уран в топливный процесс. Посмотрите, что получается, мы говорим о нефти, об угле, о газе, а если посмотреть энергоемкость всех возможных источников, то 60 процентов энергетических запасов Земли сосредоточено именно в 8 уране, а не в угле, и не в нефти, и не в газе", - отметил Поплавский.
"С помощью ядерной энергетики получать экономически выгодный водород и на водороде ездить на автомобилях - это вполне приемлемо", - добавил он.
"Сейчас в мире порядка 370 гигаватт установленной мощности, около 450 энергоблоков работает в мире, из них 104 в Америке, но Америка уже 20 лет ничего не строит, потому что после аварии на Тримайл-Айленд они прекратили строить", - сообщил Поплавский. "Безусловно, основой ядерной энергетики до 2050 года будут тепловые реакторы, но постепенно топливный баланс, т.е. исчерпание пятого урана, на котором работают тепловые реакторы, приведет к тому, что быстрые реакторы будут внедряться все интенсивнее и интенсивнее. Расчеты показывают, что если топливный баланс учесть для условий России, то если к 2050 году будет порядка 150 гигаватт установленной мощности атомной энергетики, то из них 35% должно быть быстрых реакторов. Т.е. энергетика будет двухкомпонентная: тепловая и быстрая, с постепенным вытеснением быстрыми реакторами теплового спектра", - заключил эксперт.
Белоярская АЭС – первая АЭС в большой атомной энергетике страны, и единственная с реакторами разных типов на одной площадке. На Белоярской АЭС эксплуатируется единственный в мире энергоблок с реактором на быстрых нейтронах промышленного уровня мощности БН-600. В стадии строительства находится энергоблок с реактором на быстрых нейтронах БН-800. Энергоблоки на быстрых нейтронах призваны существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать радиоактивные отходы за счёт организации замкнутого ядерно-топливного цикла. Первые энергоблоки Белоярской АЭС с реакторами на тепловых нейтронах АМБ-100 и АМБ-200 выработали свой ресурс.