Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

"Новая газета": находящийся в колонии инвалид-колясочник 3,5 года живет без столовой, бани и с дыркой в полу, именуемой "туалетом"


"Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения (ПВР ИУ) об инвалидах не говорят ничего, и если глухой не услышал сигнал на построение на проверку, а безногий не встал при встрече с надзирателем, они - нарушители со всеми вытекающими последствиями", - пишет "Новая газета".

Инвалиду-колясочнику Роману Романову (колония №25 УФСИН Республики Коми) отказали в праве на минимальные человеческие условия, сообщает издание. Причем "отказ оформили главные российские суды: Конституционный и Верховный". Романов живет в комнате площадью 82 кв. м вместе с 49 осужденными, за три с половиной года отсидки в колонии он не был в столовой ни разу - расстояние до столовой от барака №2 по двору колонии для него непреодолимое препятствие, об этом осужденный Романов написал руководству колонии, в УФСИН по Республике Коми, главе республики Вячеславу Гайзеру, в Конституционный и Верховный суды России - безрезультатно. Охранники еду Романову не носят, говорят, "это вам не санаторий, не Красный Крест и не богадельня", выручают соседи-сидельцы - рискуя, приносят хлеб, больше ничего из столовой незаметно не вынесешь. На зоне есть ларек, но купить там продукты тоже непросто: "Отряд отоваривается раз в неделю с 14.00 до 16.00. Проблема добраться, но надо еще отстоять очередь, понятно, что первым Роману не прибежать, а приходить, пока ларек не открыт, запрещено. Попросить кого-то из соседей по бараку нельзя: у осужденных нет наличных, а с чужого счета отпускать в ларьке не будут. Роман делает эту почти боевую вылазку один-два раза в месяц".

Романов написал в редакцию "Новой": "Гигиенические процедуры мне практически недоступны. На свою единственную ногу я практически не могу наступать, а в проходах между кроватями коляска не помещается. <...> Руки помыть, умыться - проблема. По режиму на это отводятся считанные минуты, а осужденных на пять раковин в умывальнике - 150 человек. На коляске к умывальнику не подъехать. На костылях надо опираться на больную ногу, а это боль, и есть опасность того, что тромб оторвется. В баню не хожу, потому что на коляске не добраться, и места для нее там нет, передвигаться с костылями тоже невозможно. Я попытался, но поскользнулся, повредил плечо и больше не рискую".

Правозащитник Игорь Сажин, знающий Романова давно, еще со времени его задержания, побывавший в колонии, добавил: "Мало того что до туалета надо как-то добраться, но дальше - хуже. Туалет здесь - дырка в полу, надо на что-то опираться, а опираться-то и не на что. Ни унитаза, никаких поручней для инвалида, конечно же, нет. Чтобы инвалиду сходить в туалет, надо лечь на бок… Лечь на дырку в сортире!".

Инвалид-колясочник Романов пожаловался в Конституционный Суд, оттуда ответили, что "жалоба не соответствует требованиям", "к жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение или возможность применения обжалуемого закона". А приложенные к жалобе документы, разъяснила главный консультант Управления конституционных основ уголовной юстиции Е. А. Соколова, не подтверждают, что "оспариваемые положения уголовно-исправительного закона <…> позволили кому-либо из сотрудников исправительного учреждения подвергать Вас унижениям и издевательствам, требуя исполнения таких правил внутреннего распорядка, исполнить которые вы не можете в силу физических недостатков".

"Но если Конституционный Суд Романову хотя бы ответил, то уполномоченный по правам человека в Республике Коми Людмила Завьялова просто промолчала. В республиканском обществе инвалидов Романову ответили, что общество занимается нуждами инвалидов на свободе, а если они нарушили закон, то и помощи пусть не ждут", - сообщает "Новая газета".

После ответа из Конституционного Суда Романов написал заявление в Верховный Суд. Судья В. А. Емышева вынесла определение: отказать в принятии заявления: "Исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ, суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать органы государственной власти осуществить нормативное правовое регулирование".

"27 июля мы письменно обратились в Федеральную службу исполнения наказаний с просьбой сообщить, какими нормативными документами регламентируется содержание в местах лишения свободы осужденных инвалидов I и II группы и сколько всего их отбывает наказание? По телефону нас проинформировали, что ответят на запрос 27 августа. Ждем", - подытоживает "Новая".