Космонавты Лазуткин и Савиных разрушают 10 мифов о своей профессии

Газета "Труд" попросила космонавтов Александра Лазуткина и Виктора Савиных рассказать о соответствии действительности некоторых широко распространенных мнений об их профессии. Полит.ру перепечатывает этот материал.
1. Каждый космонавт мечтает стать таким же знаменитым, как Юрий Гагарин.
Александр Лазуткин:
— О себе могу сказать, что не мечтаю. Такая слава, как у Гагарина, — очень нелегка. Он как-то говорил: "Как я хочу проехаться на метро, но нельзя, узнают". А я могу спуститься в метро.
Виктор Савиных:
— Вряд ли это так, у всех свои кумиры. Не каждый мечтает о славе Гагарина. И вообще, кумирами могут быть не только космонавты.
2. Космонавты из запасного состава очень завидуют тем, кто полетел.
Александр Лазуткин:
— У нас нет как такового запасного состава. Есть люди, которые готовятся к полету. И когда
кто-то летит, те, кто остается, конечно, завидуют. Но это не черная зависть, а вполне естественная. Каждый знает, что наступит время, и он тоже полетит.
Виктор Савиных:
— Конечно обидно! Я сам был дублером семь раз, но потом полетел. Это стоило того, чтобы подождать.
3. Каждый космонавт мечтает увидеть инопланетян.
Александр Лазуткин:
— Да, но не каждый в этом сознается. Вера в инопланетян — это то, что есть в душе каждого. Многие ведь наверняка думают: "А вдруг они есть". Я, когда полетел, думал, что хорошо бы их увидеть. Но никого не было.
Виктор Савиных:
— Нет, я думаю, никто не мечтает. Все космонавты знают, что инопланетян нет. По крайней мере никто их не видел.
4. Космонавтам-мужчинам проще работать, чем космонавтам-женщинам.
Александр Лазуткин:
— Не знаю. Я как мужчина скажу, что одинаково. А вообще лучше, наверное, еще и у женщины-космонавта спросить.
Виктор Савиных:
— Не могу сказать, так как с женщинами не летал. Но я был дублером Светланы Савицкой, так вот, она справляется со всем лучше многих мужчин.
5. Космонавты не любят еду из тюбиков, но есть приходится.
Александр Лазуткин:
— Едим, но мало. В тюбиках сейчас только сок. В основном вся еда в разных полиэтиленовых пакетиках, коробочках всяких.
Виктор Савиных:
— Из тюбиков уже давно не едят. Это все ушло в прошлое, сейчас другие технологии. В тюбиках разве что специи какие-нибудь, а так еда почти как на Земле. Консервы, растворимые каши или заварная лапша, например.
6. Космонавт должен быть маленького роста, чтобы ему было удобно на корабле.
Александр Лазуткин:
— Космонавт должен быть не ниже 150 и не выше 190 см. Но связано это не с кораблем, а со скафандром. Если человек ниже 150 см, то ему будет очень неудобно в скафандре: он будет болтаться в нем, как в комнате.
Виктор Савиных:
— Это правда, но связано это не столько с размером корабля, сколько с размером посадочного кресла. Ноги могут быть и длинными, это не помешает, главное — уместиться в спинку кресла.
7. Космонавты очень заботятся о своем здоровье и не сделают ничего без рекомендации своего врача.
Александр Лазуткин:
— Мы не боимся болезней. Каждый космонавт вправе делать то, что считает нужным, но за все отвечаем головой. Ведь за плохое здоровье могут и отчислить.
Виктор Савиных:
— Конечно, своего врача нужно слушаться. Но важно и самому заботиться о своем здоровье.
Были случаи, когда из-за несоблюдения рекомендаций люди ломали ноги и не летели — в космос отправлялись их дублеры.
8. Самое неприятное в космосе — ходить в туалет.
Александр Лазуткин:
— В космосе никто в туалет и не ходит. Я имею в виду в безвоздушном пространстве. Этим занимаются на корабле. Ну, а там туалет такой же приятный, как и на Земле. Гораздо хуже, когда его вовсе нет.
Виктор Савиных:
— Конечно, на корабле с этим больше проблем, чем на Земле. Но на российских кораблях эта проблема решена на высоком уровне и никаких особенных неудобств не вызывает. Американцы потом у нас учились.
9. Космонавт подписывает документы о неразглашении и всю жизнь скрывает государственные тайны.
Александр Лазуткин:
— А если я скажу, что не подписывал их, вы мне поверите?
Виктор Савиных:
— В каждой профессии есть свои секреты, на то они и секретные, чтобы их не разглашать. Но так, чтобы бумаги на всю жизнь подписывать, — это неправда.
10. В космосе люди не стареют.
Александр Лазуткин:
— Это почти правда. У Эйнштейна есть теория относительности, мне кажется, все о ней слышали. По этой теории рассчитывается, что чем быстрее движется объект, тем медленнее у него течет время. На Земле движение измеряется метрами в секунду, в космосе — 8 км в секунду. Сугубо академическим языком: стареем, но медленнее.
Виктор Савиных:
— Правда. А может, и не совсем. Но очень хочется в это верить!
Справка Полит.ру:
Александр Иванович Лазуткин (родился 30 октября 1957 года, г.Москва), Герой Российской Федерации, летчик-космонавт. Совершил полет на на космическом корабле "Союз ТМ-25" на орбитальный комплекс "Мир". Провёл в космосе 184 дня и 22 часа. В ходе полета ликвидировал на станции пожар и последствия разгерметизации после тарана модуля "Спектр" грузовым кораблем "Прогресс М-34". Мастер спорта СССР по спортивной гимнастике, имеет первый разряд по парашютному спорту. Закончил Московский авиационный институт (МАИ). Заместитель директора Мемориального музея космонавтики.
Виктор Петрович Савиных (родился 7 марта 1940 года, деревня Березкины Кировской области), дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации. Совершил полеты на кораблях "Союз - Т4", "Союз Т-13", "Союз-ТМ5". Работал на станциях "Салют-6", "Салют-7", "Мир". Вместе с Владимиром Джанибековым восстановил работоспособность "мертвой" станции "Салют-7". Суммарный налёт 252 суток, 17 часов, 37 минут и 50 секунд. Закончил Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК). Президент этого ВУЗа. Главный редактор журнала "Российский космос".