Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Владимир Мау рассказал о целях и задачах новой академии РАНХиГС: "Управленец – это не специальность. Это стиль жизни и состояние духа"


«Создано беспрецедентное по масштабу и охвату территории учебное заведение», – так ректор новоиспеченной академии Владимир Мау оценил размах проекта, которым ему предстоит заниматься. Слово «беспрецедентное» звучало из его уст затем еще несколько раз, как и полное название новой образовательной структуры, мол, «я его произношу, чтобы самому запомнить, и чтобы вы запомнили».

В начале пресс-конференции в РИА Новости 12 октября 2010 г. ректор новой большой академии поблагодарил журналистов за то, что они пришли и, возможно, отвлеклись от освещения событий в Москве. Однако тут же он заметил, что проект, объединивший АНХ и РАГС, может стать более долгоиграющей темой, чем история с преемником Лужкова.

Напомним, что 20 сентября 2010 г. указом Президента РФ №1140 была создана Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Новая академия была сформирована путем присоединения Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) к Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ). В неформальной переписке сотрудники новой академии используют теперь сокращение РАНХиГС.

Ректором новой объединенной академии назначен д.эконом.н., ректор АНХ, член Президиума Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ Владимир Мау. Об этом говорится в распоряжении Правительства РФ от 23 сентября 2010 г.

Согласно приложению к Распоряжению Правительства РФ, к единой академии присоединились филиалы РАГС в регионах: Волго-Вятская академия государственной службы (г. Нижний Новгород), Волгоградская академия государственной службы, Дальневосточная академия государственной службы (г. Хабаровск), Орловская региональная академия государственной службы, Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (г. Саратов), Северо-Западная академия государственной службы (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказская академия государственной службы (г. Ростов-на-Дону), Сибирская академия государственной службы (г. Новосибирск) и Уральская академия государственной службы (Екатеринбург).

Частью новой академии также стали Московская академия государственного и муниципального управления, Институт повышения квалификации государственных служащих (г. Москва), Приморский институт государственного и муниципального управления (г. Владивосток).

В новую структуру вошли АНХ, РАГС и 10 или 12 региональных академий. «Обе цифры правильные», – заметил В. Мау, мол, про две московские академии почти никто не знал. В планах реформаторов – создание широкой разветвленной сети подготовки управленцев для коммерческого и некоммерческого секторов экономики. Он выразил уверенность, что указ Президента находится в русле тенденции формирования крупных и уникальных вузов.

«Управленец – это не специальность, а это стиль жизни и состояние духа», – заявил В. Мау. Он уверен, что академия станет школой непрерывного образования, как и положено учебному заведению 21- го века (в отличие от школы массового образования 20-го века), и будет обучать людей от 15 лет и до победного конца. Однако вряд ли кто-то с детства мечтает стать управленцем. Поэтому лучше сначала получить базовое образование, окончить бакалавриат по, например, философии, истории, экономике или литературоведению, а потом уже идти в магистратуру для получения управленческих навыков.

Стартовые условия нового проекта таковы. АНХ – крупнейшая школа бизнеса в стране. В ней более 40 образовательных программа и 2.5-3 тыс. слушателей только на MBA программах. Обучение в АНХ стоит недешево, «мы считаем ниже своего достоинства находиться в низшем ценовом сегменте», – сказал В. Мау. Тем не менее, «наши цены сильно ниже, чем в Сколково». Ректор успокоил журналистов, что стоимость обучения в новой академии не повысится и все договора будут соблюдаться. В то же время он признался, что с удовольствием повысил бы цены на обучение, если бы потребители были бы готовы за это платить, уточнив, что если инфляция будет расти, то и цены соответственно вырастут.

В объединенной структуре – около 150 тыс. слушателей. «У нас нет задания сокращать или наращивать это число. Мы хотим лучших, но это трудная задача».

Ректор считает, что объединение АНХ и РАГС было логичным шагом, ведь обе структуры – postgraduate и дают управленческие навыки. Возможную проблему нового проекта В. Мау видит в разнице корпоративных культур АНХ и РАГС. Так, если в АНХ поощрялась конкуренция внутри, между факультетами, а не только конкуренция с другими вузами, то в РАГСе всё было более централизованно. Тем не менее, ректор выразил надежду, что «постом и молитвой» эти трудности можно будет преодолеть.

Он также считает, что самая большая проблема новой структуры состоит в том, что в стране пока нет серьезного спроса на качественных управленцев. Академия будет работать, в том числе и на формирование этого спроса. К тому же, если бизнесмены приходят учиться с должной мотивацией и тратят на учебу свои деньги, то многим госчиновникам учеба нужна лишь для получения нужной «корочки», чтобы затем представить ее начальнику. По словам Мау, многие образовательные структуры уходят с рынка переподготовки кадров для госслужбы, потому что государство сейчас платит за это слишком маленькие деньги (около 180 руб/час). И это тоже потребует изменений.

Ректор подчеркнул важность того, чтобы будущие госчиновники и бизнесмены учились вместе, не разделялись и не противопоставлялись друг другу. В этом он видит движение к американской системе управления, когда один и тот же человек может какое-то время поработать в администрации президента, потом пойти в университет, потом в бизнес, где он соответственно получает связи, образование или деньги. «Главное только не перепутать, что и где получать», – пошутил Мау.

РАНХи ГС надеется стать центром разработки новых образовательных стандартов в управлении, но монополистом быть не хочет. По мнению В. Мау, «монополизм – это путь к загниванию».

Помимо школы управленческих компетенций и школы непрерывного образования В. Мау видит преимущество новой структуры в том, что в ней будет обеспечена максимальная индивидуализация образовательных программ, что важно как ответ на возрастающий динамизм мира. Новая академия будет активно вовлекаться в глобальные процессы, она станет не только школой импорта образования (западных профессоров, программ и дипломов), но и экспорта. Ректор будет стремиться к тому, чтобы в РАНХиГС приезжали на учебу слушатели из других стран, не только из СНГ (при всем уважении к гражданам этих стран). С прошлого года в АНХ уже началось чтение курсов на английском языке.

Перед новой академией стоит задача развития новых технологий в образовании в виде тренингов, симуляторов, деловых игр, подготовки проектов и пр. Уже сейчас проектная работа занимает почти 70% времени в подготовке госчиновников.

Говоря о том, как будет осуществляться работа с филиалами, В. Мау заметил, что они с академиком РАН Абелом Гезевичем Аганбегяном (создателем АНХ) всегда скептически относились к филиалам, т.к. там очень трудно обеспечить должное качество обучения. Теперь поддержание должного уровня обучения в филиалах – «сложная задача, которую нам предстоит решать». В кулуарах он с коллегами обсуждал вопрос об общении с филиалами и при этом не раз звучало знакомое всем слово Скайп.

Мау также выразил скептицизм по отношению к дистанционным принципам образования, отметив, что они должны стать чем-то большим, чем возможность прочитать или услышать лекцию профессора по Интернету или пообщаться с преподавателем из Москвы по сети. Он считает, что необходимы принципиальные изменения в подходах к дистанционному образованию.

«Я слушала вас и так и не смогла понять, зачем же понадобилось объединять две успешно работавшие академии?», – заметила журналист из «МК». На это В. Мау ответил, что, во-первых, «руководству виднее», а, во-вторых, «таковы тенденции развития образования». Случайно увиденный уже вечером по ТВ сюжет подтвердил слова ректора, что действительно "таковы тенденции". В телеэфире рассказывалось о создании большого Центрального военного округа, беспрецедентного по охвату, силе и стоящим перед ним задачам. Он объединил несколько других округов и стал самой крупной оборонной территориальной структурой России, а его боевой потенциал возрос аж в 2 раза.

На вопрос корреспондента «Полит.ру» каким будет московский кампус, сломают ли забор между территориями двух академий, что будет с огромным стеклянным недостроем, куда в поисках приключений проникают студенты, В. Мау ответил в том смысле, что «стены не ломают, они рушатся сами». По поводу же делового центра «Зенит» ответил, что этот вопрос не в его компетенции. Мол, у этого здания длинная история, сейчас здание на балансе Управления делами президента РФ, хотя земля принадлежит АНХ. Мау был бы рад видеть на этой территории бизнес-инкубатор, который бы объединил научный и инноваторский потенциал университетов этой части Москвы. «Это – идеальное место для бизнес-инкубатора», – уверен он.

Владимир Мау скептически оценил попытки ВАКа решить проблему погони за учеными степенями путем разделения научной и деловой аттестации кадров. Ему кажется, что эта мера не будет работать. «Для того, чтобы люди захотели купить не ученую степень, а степень в области деловой администрации понадобится невероятно мощный пиар», – заметил он. Он не видит хорошего решения проблемы чудовищной девальвации ученых степеней. В. Мау также с юмором заметил, что желание людей иметь научные корочки, конечно, плохо для самих ученых степеней, но, возможно, хорошо для общества. Если раньше все в массовом порядке стали получать высшее образование, то теперь все стремятся получить ученую степень.

Он также позитивно оценил предложение одного журналиста начать непрерывное образование с детства и создать при академии детский садик и среднюю школу. После слов про двойную тарификацию он не забыл в конце добавить, что это была шутка.

Вопросов к В. Мау было много и очень разных. Отвечая на них, он заметил, что не может прокомментировать новость о присуждении Нобелевской премии 2010 г. трем экономистамкроме как тем, что это было очень поликорректное решение. Он также был бы не против того, чтобы в новой академии был нормальный факультет журналистики, но пока нет лидера, которой бы возглавил этот процесс. Его также «удручает состояние современной журналистики» в России.

Говоря о грядущей валютной войне между США и Китаем, он сказал, что это очень актуальный вопрос. Мол, в Вашингтоне, откуда он вернулся ночью накануне, только об этом и говорят. По его мнению, «валютные войны – это попытка найти решение будущей валютной системы». Он напомнил слова Мао Цзе Дуна о мудрой обезьяне, которая сидит на горе, глядя, как тигры дерутся в долине. По его мнению, нужно делать всё, чтобы российский рубль приближался к тому, чтобы стать резервной региональной валютой. Он уверен, что рубль, в силу размеров России, неизбежно такой валютой станет.

«Как восприняли в РАГС новость о присоединении к АНХ? Нет ли обид на то, что большую академии присоединили к малой?», – спросила я уже в кулуарах у единственного представителя РАГС, пришедшего на пресс-конференцию. Руководитель Центра по связям с общественностью РАГС Сергей Денисов поспешил заверить меня в том, что новость была воспринята с оптимизмом, что все в академии сейчас заняты учебным процессом, тем, чтобы учеба не останавливалась. Он также сообщил, что бывший ректор РАГС Владимир Егоров на пенсию не уходит и ему будет поручено одно из направлений в новой академии.

См. также:

  • На базе РАГС и АНХ создана Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России. Ректором объединенного вуза стал Владимир Мау
  • Мау В. Экономика застоя: путь в никуда (2007)
  • Мау В. Перестройка сквозь призму двух десятилетий (2005)
  • Мау В. Окна роста и приоритеты экономики (2004)
  • Мау В. Экономические проблемы революций (2001)