Transparency International: отсутствие в законодательстве понятия "незаконное обогащение" развязывает руки коррупционерам

Глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова предложила свой рецепт борьбы с коррупцией, пишет газета "Коммерсантъ".
По ее словам, в первую очередь, власти должны "полностью и беспристрастно расследовать дело Daimler, дело Магнитского, а также убийство в станице Кущевской и наказать не только тех, кто убивал, но и тех, кто покрывал". А "чтобы граждане могли себя защищать и чувствовать себя защищенными", TI предлагает "семь шагов" по борьбе с коррупцией.
Первоочередной из них - принять закон о "защите заявителей" о фактах коррупции, а также ужесточить ответственность за сокрытие информации о коррупции. Кроме того, Transparency International советует ввести процедуру обязательного реагирования правоохранителей на сообщения о коррупции в СМИ и интернете, а заодно проводить общественные слушания "по наиболее резонансным темам, связанным с коррупцией", а затем передавать материалы правоохранительным органам. Еще одна мера предполагает введение ответственности не только для чиновника, уличенного в коррупции, но и его начальства, а заодно контролирующих органов соответствующего ведомства. Наконец, TI призывает ратифицировать ст. 20 конвенции ООН против коррупции, которая вводит понятие "незаконное обогащение". "Если у чиновника есть имущество, происхождение которого он не может доказать, оно считается незаконно нажитым",— напомнил смысл нормы заместитель директора российского отделения TI Иван Ниненко. Как пояснила "Коммерсанту" Панфилова, во многом отсутствие этой нормы развязывает руки коррупционерам.
К этим требованиям присоединилась и коалиция "За Россию без произвола и коррупции", в которую входят Михаил Касьянов, Владимир Милов, Борис Немцов и Владимир Рыжков. Рыжков сообщил изданию, что вдобавок они предлагают "усилить тему конфликта интересов" и давать "волчий билет" чиновникам, уличенным в коррупции. Самые "очевидные и эффективные решения по борьбе с коррупцией", в том числе исполнение международных обязательств, сейчас просто блокируются, говорится в официальном заявлении коалиции. "Основными причинами коррупционного разложения,— подчеркивают оппозиционеры,— служат непрозрачность власти, отсутствие политической конкуренции, цензура в СМИ, уничтожение независимости суда, бесконтрольность правоохранительной системы и спецслужб". Поднять место России в мировом рейтинге, считают оппозиционеры, невозможно "без коренной политической реформы". Иначе "заявления и меры российских властей обречены оставаться лишь имитацией такой борьбы".
В прошлогоднем послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев назвал коррупцию одним из главных барьеров развития общества. По его мнению, для борьбы с ней необходимо не только совершенствование законодательства, но также и воспитание в гражданах нетерпимости к коррупции. Весной этого года он заявил, что формирование нормативной основы для борьбы с коррупцией почти закончено. Тогда же был подписан план о противодействии коррупции на 2010-2011 годы.
Однако, если верить данным Международной неправительственной организации Transparency International, объявленная президентом кампания по борьбе с коррупцией не дает результатов - дела, наоборот, идут все хуже. Россия по уровню коррупции опустилась на 154-е место из 178 возможных, оказавшись между Папуа-Новой Гвинеей и Таджикистаном. Об этом говорится в докладе Transparency International за 2010 год.
«Реальной борьбы с коррупцией сегодня в России нет. Это я говорю в общем по стране. У нас нет ни одного ведомства, которое бы занималось данной проблематикой с профессиональной точки зрения», - заявил председатель МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолий Голубев.
«У нас нет институтов гражданского общества, которые бы этим занимались, так как у них нет реальных механизмов реализации гражданского контроля, - сказал он в интервью сайту «Коррупция.NET». - Вместо этого у нас правоохранительные органы отчитываются арестами, посадками и возбужденными уголовными делами. А это - всего лишь ответственность за преступления, за деяния, и никакого отношения к борьбе с коррупцией не имеет.
«Согласно той тенденции, которая идет сегодня в России, коррупция выросла в разы, - отметил Анатолий Голубев. - Те репрессивные меры, которые мы предпринимаем, как раз и способствуют этому. Коррумпированный чиновник под страхом обрастает посредниками, это приводит к увеличению сумм взяток и окатов, а также, что самое ужасное, к втягиванию в коррупционные процессы все большего количества граждан».
«Снизить уровень коррупции до социально терпимого и стабильно его удерживать, удалось только тем странам, где существует контроль со стороны независимых СМИ и институтов гражданского общества. Все попытки решить эту проблему репрессивными мерами оказались бесплодны», - сказал руководитель МОО «Комитет по борьбе с коррупцией».
Также Анатолий Голубев подчеркнул, что проблема коррупции - это не только российская беда.
«Отсутствие общечеловеческих ценностей, за которые сегодня «активно борется» все мировое сообщество - права человека, трудовые отношения, охрана окружающей среды - все это и есть последствия коррупционных явлений, - сказал Анатолий Голубев. - О каких правах человека может идти речь в коррупционном государстве? Мы должны дать себе честный ответ, чего мы хотим на самом деле: общечеловеческих ценностей или возможности бороться за них? Если будут соблюдаться права человека, охрана окружающей среды, трудовые отношения, то не надо будет бороться за это, выделять огромные бюджеты, а, значит, и нечего будет «пилить».
«Несмотря на это, борьба с коррупцией не является в мире приоритетным направлением и находится на задворках, - подчеркнул Анатолий Голубев. - Во многих странах она вообще называется мошенничеством. Ее там просто нет, как в России секса в советское время».
См. также:
- Transparency International: россияне видят неэффективность правительства в борьбе с коррупцией
- Следственный комитет рассказал, как борется с коррупцией: раскрыто дел на 8 млрд рублей
- Георгий Сатаров: в борьбе с коррупцией власть не может пойти до конца