Политолог Алексей Кузьмин не верит в антикоррупционные усилия администрации президента

В администрации президента подготовили новый антикоррупционный пакет. Предполагается установить новый тип наказания за взятки, вводится новый тип взяткополучателя, в посредничестве при получении взяток появляется состав преступление, и российские органы наделяются полномочиями расследовать коррупцию юрлиц за рубежом. Эту информацию для «Полит.ру» прокомментировал профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заместитель директора института гуманитарно-политических исследований, председатель экспертного совета фонда «Национальные перспективы» Алексей Кузьмин:
Понимаете, как разруха не в сортирах, а в головах, так коррупция - это не взятки. Коррупция - это несоответствие писанного права естественному всеобщему представлению о справедливости, то есть, это не коррупция, а необходимое и достаточное условие невозможности существования системы в ином режиме, кроме коррупционного. Вся страна вынужденно живет оппортунистически, поскольку представление о том, как должно быть, и права на этот счет расходятся между собой.
Не может нормальному человеку казаться, что более богатый человек должен вносить меньше пенсионных взносов, чем более бедный человек. А у нас, при достижении зарплаты некоего рубежа пенсионные взносы перестают собираться вообще. Это как? А у нас вся правовая система устроена так. Есть ощущение, что право вообще не имеет отношения к справедливости, когда при этом государство отсутствует как таковое.
Ведь что такое государство? Государство - это две очень простых вещи: монополия на насилие и монополия на рэкет, умение осуществлять этот рэкет и не давать его осуществлять никому другому. Цапки есть не только в Краснодарском крае или в Ростовской области, или в Гусь-Хрустальном. Да поезжайте в Пушкинский район Московской области — там будет то же самое. Судя по всему, в Питере ситуация ровно такая же.
Государства нет. Кто может понуждать государство к тому, чтобы чего-нибудь делать? Понуждать к этому может общество. А у нас что, общество есть? В этой стране любое политическое действие является чистым бизнес-проектом, не имеющим никакого отношения к обществу.
То есть антикоррупционный пакет не поможет?
Нет. Понимаете, есть постоянное непонимание того, что мы на самом деле должны делать. Антикоррупционный пакет - вещь не вредная, но бесполезная, такой пакет. Демократическая общественность у нас борется против полицейского государства, по крайней мере, так говорит. Но, ребята, для этой страны полицейское государство - это недостижимая мечта. По той простой причине, что полицейское государство - это единообразие правоприменения и наличие вообще какого бы то ни было правоприменения.
Что же делать?
На самом деле хорошо бы сначала назвать кошку кошкой и поменять таблички на клетках, поскольку в массе своей они перепутаны. Я имею в виду восстановление имен, чтобы точно было понятно - государства в Российской Федерации ни сильного, ни слабого, никакого, нету.
Задача не в том, чтобы государство от коррупции избавить, а в том, чтобы государство начать строить. Общества гражданского в Российской Федерации нет. Существуют только железные двери и время от времени выбирающиеся оттуда в агрессивную среду люди, не склонные к агрессивному поведению, «индивидуи». Причем, именно не индивидуумы и не индивидуальности, а «индивидуи». Вот с этими «индивидуями» надо чего-нибудь делать для того, чтобы они стали обществом.
Это тяжело и долго...
Да, ломать не строить. Разломали все за 20 лет. Хотя, с другой стороны, и строить здесь одно поколение, не больше. Не так все страшно, просто надо правильно понять, чем мы занимаемся. Процесс Ходорковского плох не тем, что осудили невинного Ходорковского, а плох тем, что осудили только Ходорковского. Понимаете, мне все равно, кто именно: первый вице-премьер товарищ Сечин или вице-премьер товарищ Потанин, или первый зам. министра топлива и энергетики товарищ Ходорковский крадет у меня и у нас всех. Они для меня в этом смысле одинаковы и неуместна совместная деятельность исполняющих обязанности правительства и исполняющих обязанности бизнеса по ограблению Российской Федерации.
Значит, если мы называем кошку кошкой, то становится понятным, как относиться к последовательным правительствам Российской Федерации, которые этим занимаются и как относиться к бизнес-среде. То есть вышеозначенные субъекты, чтобы с ними начинали разговаривать, должны для начала долго не просто бить себя каблуком в грудь и каяться публично. Они должны заняться деятельным покаянием.
Да, я прекрасно понимаю, что «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман», но тогда будет только хуже. Ни у кого не должно возникать ощущение, что вороватый министр финансов Михаил Михайлович Касьянов - это выдающийся деятель либерально-демократического движения и при этом не должно возникать ощущение, что воюющий против него единорос - это политическая партия и приличный человек. То есть, если уж называть всех, так всех и заодно самих себя, что самое тяжелое, потому что для начала надо признать, что мы потеряли свою страну. Не они у нас ее украли, а мы им ее подарили.
Штрафы проще?
Нет, я понимаю, что штрафы гораздо проще, но эффекта не будет.
Вот повысили с 14% до 30 с хвостиком страховые взносы с работников малых предприятий. Поскольку у малого предприятия, как правило, доля зарплаты относительно велика в общих расходах, то оно из-за этого или должно разориться, или должно перевести зарплату в тень. То есть просто перестать платить эти взносы и начать платить большую часть не по ведомости, а в конверте. Таким образом, совершенно естественную зону, где люди будут по необходимости, просто для сохранения рабочих мест, уходить в тень, уже создали. Поймать их на этом, наверное, можно, и довольно легко. Остается только ловить их и наказывать штрафами.