TPG сливается из России

В последнее время в прессе активно муссируются слухи о том, что американский инвестфонд TPG саpitals отказывается от широко разрекламированной покупки десятипроцентной доли ВТБ. Банк все еще рассчитывает привлечь инвесторов на международном рынке, организуя в Европе и США road show для презентации своих возможностей, однако TPG в этом мероприятии отведена роль уже на главного покупателя, а скорее приманки для других инвесторов. Организаторы рассчитывают привлечь инвесторов, которые вложат в развитие банка свыше $3 млрд. Впрочем, предпосылки для проведения road show были не самые благоприятные — банку не удалось договориться о продаже пакета со своими иностранными партнерами, поэтому пришлось выйти на открытый рынок.
До недавнего времени предполагалось, что покупателем 10% акций ВТБ должен стать пул инвесторов во главе с американским инвестфондом TPG — об этом в конце прошлого года говорил президент ВТБ Андрей Костин. TPG получил мандат на привлечение группы из 8-10 инвесторов, каждый из которых должен был выкупить 1-1,5% акций ВТБ, при этом в сделке могли принять участие суверенные фонды стран Азии и Ближнего Востока. Однако теперь условия изменились — продажа акций будет осуществляться не частным, как планировалось изначально, а публичным размещением. Таким образом, с одной стороны, расширяется круг потенциальных инвесторов, а с другой — уменьшается роль TPG. Теперь американский фонд будет не организатором сделки, а скорее якорным инвестором. Причем объем его вложений, соответственно, может быть на порядок ниже предполагавшихся $3,5 млрд. Не исключено также, что в итоге фонд вообще выйдет из сделки и не войдет в состав акционеров ВТБ. Окончательно это станет известно до конца февраля.
В ВТБ никак не объясняют, почему фонд TPG, предполагавший вложить в банк более $3 млрд., в итоге намерен инвестировать лишь около $100 млн. Для американского фонда, оперирующего по всему миру около $50 млрд., это символическая сумма. Между тем, реальные причины расстройства договоренностей между ВТБ и TPG представляют особый интерес для потенциальных инвесторов. Впрочем, для понимая этих причин официальные комментарии, по большому счету, и не требуются — они и так лежат на поверхности.
Судя по всему, некоторое похолодание отношений между ВТБ и TPG связано с ходом реализации их совместных проектов в России. Собственно, проект у партнеров только один — сеть гипермаркетов «Лента». Осенью 2009 года фонды «ВТБ Капитал» и TPG Capital выкупили у Олега Жеребцова более 30% акций сети, став ее совладельцами через совместное предприятие — компанию Luna. Каковы были первоначальные планы фондов относительно сети — доподлинно неизвестно, однако в конечном итоге все закончилось крупным международным скандалом. Компания Luna вступила в конфликт с другим акционером, действующим через компанию Svoboda, начались судебные разбирательства в российских и иностранных судах. Затем произошел вооруженный захват офиса «Ленты», в результате которого контроль над сетью получил на некоторое время Ян Дюннинг — директор от Luna. Кадры, снятые во время захвата, облетели весь мер, что негативно повлияло на деловую репутацию TPG. Фонд был в очередной раз обвинен в недопустимом использовании силы в разрешении акционерных конфликтов.
Наконец, менеджмент TPG не может не смущать, что в истории вокруг "Ленты" на стороне альянса TPG-ВТБ появлялись люди, имеющие, мягко говоря, неоднозначную репутацию в бизнес-кругах. Это также не могло не огорчать менеджмент TPG, даже несмотря на то, что фонд порой использует довольно жесткие методы в своей работе.Команду TPG стали покидать специалисты, на которых возлагались большие надежды. Так, работать в «Ленте» отказался Энтони Пейдж, которого Ян Дюннинг ранее представлял как великолепного коммерческого директора. Разобравшись во всем происходящем, Энтони Пейдж собрал свои вещи и вернулся в Англию на спокойную работу в сети аптек.
В итоге, судя по всему, в Texas Pacific Group взвесили все «за» и «против» и решили свернуть как свое участие в разбирательствах с «Лентой», так и партнерство с ВТБ. Общих интересов у американских инвесторов с российским банком оказалось мало, масштабы различаются на порядок, а большой выгоды от сотрудничества нет. Поэтому, очевидно, TPG принял решение постепенно прекратить все отношения с ВТБ, сохраняя с ним лишь символические партнерские отношения. Такие, как, например, покупка 0,27% акций, которая, впрочем, может и не состоятся.
Придя в Россию почти четыре года назад, американцы собирались устроить здесь чуть ли не революцию, строили амбициозные планы приобретения крупных активов, готовились к многомиллиардным сделкам. Но годы прошли, а проект получился всего один, и тот с большими оговорками — даже обычного для TPG контрольного пакета за все это время захватить не удалось. Из-за отсутствия далеко идущих совместных планов, общих интересов и представлений о методах работы, между партнерами возникает все больше и больше разногласий. Тот факт, что за прошедшее время TPG кроме «Ленты» не вложился ни в один совместный с ВТБ проект — тому яркое подтверждение. Поэтому не исключено, что американский фонд вскоре окончательно покинуть российский рынок. По крайней мере, в данный момент все идет именно к этому.
Использованы материалы: Росбалт, Прайм-Тасс