Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

После Манежки: история одного мальчика

АЛЕКСАНДР ЛИТОЙ и ЕГОР СКОВОРОДА узнали побольше про жизнь подростка, обвиненного в организации погрома на Манежке и в убийстве киргиза

© Из личного архива Ильи Кубракова Илья Кубраков и Эдуард Лимонов Перейти в фотогалерею материала › Всего фото: 7 16 декабря глава МВД Рашид Нургалиев доложил Медведеву, что следствие установило группу лиц, принимавших участие в столкновениях с милицией на Манежной площади 11 декабря.

Что это за страшный подросток? Как ему удалось организовать побоище на Манежной площади? Как вышло, что его подозревают в убийстве гастарбайтера? АЛЕКСАНДР ЛИТОЙ и ЕГОР СКОВОРОДА попытались ответить на эти вопросы. Они встретились с мамой Ильи Кубракова и с людьми, которые его знали.

Детство

«Когда все это случилось… Илюша же со всеми дворниками общался, а дворниками у нас и киргизы работают, и таджики, они все его знали. И вот дворники пришли к консьержке у нас в подъезде и говорят: "Это что, наш Илья?" Она отвечает: "Да". Они: "Это полный бред. Илья не мог этого сделать".

Мы как-то пошли с ним в магазин, там стоят пять человек, ну, нерусские люди стоят — Илья с ними со всеми за руку: "Привет, привет, привет". Я говорю: "Илюша, а это-то кто?" — "Мам, это хорошие люди, я с ними в футбол играл. Они у нас дворниками работают". Все Илюху знают, он со всеми общался. Поэтому все были удивлены, шокированы: "Чтоб Илья еще и националист? Это полный бред"» — так рассказывает Любовь Сергеевна Кубракова, мать Ильи.

В раннем детстве Илья попал в ДТП, из-за травмы пропустил почти все младшие классы, потом пошел в третий кадетский корпус. Оттуда пришлось уйти из-за слабого здоровья. Потом Илья перешел в морской корпус, там было полегче. Года два назад переехали жить в другой район, и мама уговорила его пойти в обычную школу: Илья поначалу не очень хотел, ему в общем нравилось в кадетском. Особенно нравилась форма, он ходил в ней все время.

Класса с седьмого начал иногда прогуливать школу, в двенадцать лет обычное дело: «Зачем мне учиться, если я буду музыкантом?»

«Если ему интересно, то он усидчив, он пять получит, башка-то работает, а если не хочет, точно будет двойка», — говорит мама. Из-за трудностей в учебе (сказался здесь и пропуск младших классов) перешел в экономический колледж, начал ходить туда с сентября.

«Музыка у него одна в башке была, только музыка. Как тепло наступает, он с гитарой сидит на скамеечке», — продолжает Любовь Кубракова.

«Илья со всеми общался, но так вот, чтобы прирасти к какому-то другу… Ни к кому он особо не привязывался. Самые близкие друзья у него, получается, Алексей, одноклассник, и Виктор, знакомый гитарист. Вот два человека. Они ему все время были интересны.

Вот у нас компания собирается где-то позади дома на лавочках, его ровесники. Я говорю ему иногда: "Илюш, сходи пообщайся, ты же их всех знаешь". И чего, говорит он, мне с ними делать? Они там просто сидят, пьют, курят, и что? Я не хочу.

У него постоянно любовь на любови. То одна, то вторая, то Лиза, то Маша. Все время девочки, девочки, девочки. Со мной Илья всем почти делился. У меня телефоны были всех его друзей, и девочкам я могла спокойно позвонить, узнать, где он и как.

Когда я на работе, для него это плохо. "Мам, когда у тебя выходной?" Пойдем туда, пойдем сюда, его никогда это не смущало. Он, может быть, знаете, не считает меня старухой… Я и на дерево могу залезть, побегать, попрыгать — запросто. Для него я мама, но еще и друг, что ли.

Иногда ходил на футбол, болел за ЦСКА. Все подростки ходят. Мне кажется, что это чисто, знаете, стадное чувство. "Оле-оле-оле!" — вот это вот. Его сам футбол не интересовал. По телевизору — нет, неинтересно. Всё на эмоциях.

Он меня с собой звал, но я не ходила. Я так говорила: "Илюш, там как-то все подростки, все орут непонятно, мне не очень интересно". Вот если бы ему хотелось там поозоровать, ведь он бы никогда меня не приглашал? А он меня всегда звал: "Мам, я познакомлю тебя со своими друзьями, я тебя прошу, пойдем". Ну, я ему все время обещала, но ни разу не сходила. Отмазывалась.

Знакомства у него были самые разные, все время новые компании какие-то — знакомится, уходит, знакомится, уходит. Постоянно изучал каких-то новых людей, всё ему было интересно. Он их выучил — и раз, до свидания. Следующие пошли.

© Из личного архива Ильи Кубракова Илья Кубраков В общем, ему было интересно, что происходит вокруг, он пытался вообще узнать все, как-то разобраться.

Вообще, как Илью мотало, я больше такого среди детей даже и не встречала. Вот начиная с инструментов музыкальных, я уже раздражалась на это, конечно. То хочу быть пианистом, то хочу быть гитаристом, тут ты мне купи гитару такую, потом такую, потом мне купи барабан, потом мне еще баян, а вообще, мне, мам, фортепьяно нужно, можно, я фортепьяно в дом притащу?

С людьми Илья сходился легко очень. И меня всегда это пугало. Мне это никогда не нравилось. Я говорю ему: Илюш, ты будешь с людьми общаться, думая, что они все хорошие, а среди них есть ведь и те, которые воспользуются твоей добротой и твоей искренностью. Могут подставить, обмануть, втянуть — все, что угодно. Илюш, а ты даже драться не умеешь, даже себя защитить не можешь.

Он с детства такой, тощий практически. Вон посмотрите на фотографии. Да я его рукой борола всегда спокойно…» Действительно, на всех снимках Илья довольно высокий и худой мальчик.

Арест

Насколько можно верить матери задержанного за убийство подростка? Сложный вопрос. Но у нас за три часа трудного с ней разговора не было ощущения, что Любовь Кубракова неискренна. Нам показалось по-другому. Она может что-то путать, чего-то не знать, но мы не заметили в ней желания что-то сознательно скрыть.

Любовь Кубракова: «Это все (убийство на Судостроительной. — OS) случилось 12-го числа, а Илюшеньку задержали 15 декабря. Как я поняла, сначала задержали Михаила Кузнецова, не знаю, когда и как именно. А уже Михаил 15-го числа вызвонил Илюшу, позвал погулять. Илья согласился. Он мне потом рассказывал: "Я еще не понял, зачем мы идем к колледжу гулять, как-то странно". А там его уже ждали.

Я сначала думала, что это действительно он все сделал. Меня ошарашили этим сообщением, я сижу вот такая и думаю: "Как?! Ну как?" Я была очень зла на него, я его хотела разорвать, сижу, себя сдерживаю едва. И вот он начинает говорить — дурацкий детский лепет.

Я говорю: "Постой, Илья. Ты чего говоришь-то?" И я ему даю понять: Илья, вот это грань взрослой жизни. Это не мама тебе. Я говорю: "Илюша, если ты кого-то прикрываешь, если скрываешь, ты не бойся, говори, кто это. Но если это ты сделал, тоже не скрывай".

© Георгий Малец ⁄ www.martin-sqare.livejournal.com Илья Кубраков на Манежной площади Он такой — раз, глаза в пол. Уже по-другому: ну да, говорит, мы договорились. И потом он начинает рассказывать, как было все на самом деле. Это вообще не похоже на тот путаный лепет "чистосердечного признания", настолько он все ровно рассказывает.

Илюша рассказывал мне: "Я отпирался-отпирался, у меня ведь ножа не было никакого". А ему на это: "Нет, говори, что это ты, пойдешь домой". То есть представляете? Дяденьки милиционеры прямо говорят ему: "Напиши чистосердечное — и домой пойдешь. А вот если не напи-ишешь… Все равно ты будешь виноватым, но мы посадим тебя в “Матроску”, там педика из тебя сделают". Он и подписал. Это чистосердечное признание, оно написано даже с ошибками, там страшная путаница, кто у кого якобы нож забрал и так далее.

Я спрашиваю его: "Откуда ты узнал, что ножевое ранение было в область груди?" Он отвечает: "А мне следователи сказали".

Вот когда Илья рассказывает, что было, речь просто льется, а когда он рассказывал "чистосердечное", то оно какое-то дурацкое, все скомканное, какая-то несуразица. Сидите, слушаете — детский лепет».

Убийство

Сообщения, которые попадали в СМИ от источников в правоохранительных органах, путаны и противоречивы. Илью Кубракова называют то восьмиклассником, то вообще 19-летним студентом МАМИ. Якобы он является фанатом «Спартака» и причисляет себя к наци-скинхедам. Количество участников убийства колеблется от 8 до 15 человек. Количество задержанных — от 4 до 8. Их возраст — от 14 до 23 лет. Якобы дворника долго избивали, нанеся множество ножевых ранений, а Илье Кубракову грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Достоверно известно только два факта. Во-первых, 12 декабря на Судостроительной улице проникающим ножевым ранением в сердце убит гражданин Киргизии Алишер Шамшиев, 1973 года рождения. Во-вторых, вместе с Ильей под арест помещены Владислав Гурьянов, 1994 года рождения, Михаил Кузнецов, 1993 года рождения, и Роман Логвин (возраст не сообщался). Они обвиняются в нанесении побоев, а также в «хулиганстве по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды».

Что это за ребята, с которыми Илья оказался на месте убийства? Вот что рассказывает Любовь Сергеевна.

«Все лето Илья пробыл дома, почти не ходил ни гулять, ничего. В основном общался с людьми из нашего подъезда. Со взрослыми, с детьми, с консьержкой постоянно, лето просидел на лавочке. У нас очень дружный подъезд, все друг друга знают, друг другу помогают.

Лето провел здесь, в сентябре пошел в колледж, в конце сентября я почувствовала, что появились какие-то очередные новые ребята. Я говорю: "Илья, у тебя друзья появились, и они старше тебя".

© Из личного архива Ильи Кубракова Илья Кубраков (предположительно) на шествии 7 ноября И однажды я их видела, этих пацанов. Мне их лица вообще не понравились, они недобрые. Остервенелые лица какие-то. Но он с ними особо не общался, знаете как — позвонят, пригласят, он идет. Не пригласят, так он сам не звонит».

00.25—00.32). Чуть позже Кубраков оказывается в самой гуще событий. «Что ваши дети вам скажут?» — кричит он омоновцам (2.25—2.34). Кругом летают камни, но при этом сам Илья их не бросает, никого не бьет (вообще это «не его весовая», конечно), крепко держит мегафон двумя руками. Но к Манежной мы еще вернемся.

Любовь Кубракова: «А на следующий день после Манежной позвонил Михаил. Пригласил погулять, они собрались вместе поехать на метро "Павелецкая". Там вроде должны были собираться болельщики. У Илюши нет вот такого, задавать вопросы: а зачем, а почему? Они встретились.

Он говорит: "Я приехал, там был Миша Кузнецов, а потом пришла вся остальная компания, человек восемь. Кого-то я видел раз, кого-то, может, два или три".

Ну вот, пока они ждали трамвай, чтобы ехать, эта вся беда и случилась.

Читать! 4 года с OPENSPACE.RU: что мы сделали зря Скользкий менеджмент или общее дело? Мария Годованная о Йонасе Мекасе Уроки «Оккупая» и ностальгия по искусству Рейтинг театральных вузов Стояли они на остановке. Один из их компании, по прозвищу Борода, ходил вдоль дорожки. Илюша говорит, что он был вроде выпивши: "Я думал, что он мелочь ходит сшибает". Они сидели все на остановке, а этот Борода ходил туда-сюда. И в какой-то момент Илья оборачивается и видит, что тот уже лежит на снегу, а незнакомый какой-то мужчина сверху сидит на нем и бьет его в лицо. Илья говорит: "Эй, смотрите, нашего бьют". Вот они побежали: "Нашего бьют".

Страницы: 1 2 Следующая »

Ссылки

Даниил Туровский. Я – футбольный фанат, 13.12.2010 Олег Кашин. Про близость, 09.12.2010 Андрей Лошак. Красные мартенсы, 14.12.2009 Мария Филиппенко. Антифа, который не хочет быть антифа, 20.05.2009 Я — русский националист, 19.03.2009