Дата
Автор
Андрей Левкин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Андрей Левкин: Суд вместо ребрендинга


С Украины сообщили, что на Ю.Тимошенко открыли еще одно дело. Их, кажется, уже штук пять. Разбираться в деталях каждого — это уже просто диссертация, интересно другое: как по-разному читаются сигналы в Киеве и Москве.

То есть, интрига ровно в этом. Если из Москвы кажется, что вот — какой-то сигнал, то вовсе не обязательно, что в Киеве на это вообще обратят внимание. И наоборот. А что до новости про очередное дело (да какая новость, еще с прошлой недели), то она выглядит так: "Киевский апелляционный админсуд восстановил дело относительно экс-премьера Юлии Тимошенко по поводу ее распоряжение ФГИ подписать дополнительное соглашение к договору купли-продажи "Криворожстали".

История там примерно в том, что "оранжевой революции" "Криворожсталь" деприватизировали у Пинчука и заново продали Митталу. Судя по всему, в условиях продажи имелись некие обязательства, которые покупателю не понравились и Тимошенко, в бытность премьером, их, вроде бы, убрала. Ну а Семенюк, тогда глава ФГИ (Госимущество) пыталась с этим бороться, делая это с разным успехом, но теперь преуспела: 7 июля суд признал незаконным решение Окружного админсуда от 11 октября 2010 года об отклонении ее исходного иска к Тимошенко. Далее - грамотно. Семенюк предложила: дело о незаконности внесения изменений в условия купли-продажи объекта и о превышении служебных полномочий Тимошенко как премьер-министра могут и должны быть объединены.

Тимошенко отреагировала только в понедельник, зато — в расширенном формате. По ее словам, отсутствие доказательств ее вины по всем возбужденным против нее уголовным делам побуждает власть искать новые факты для ее преследования. Разумеется, "Агрессивные действия против меня, включая и "Криворожсталь", организовываются, управляются из одного центра. Этим центром является Виктор Янукович". Вообще, она считает, что Янукович постоянно, только что не в онлайне следит за судом над ней. Ну, вряд ли.

Но тут главное — постоянство. Тимошенко утверждает (как и с самого начала), что "Все дела развалились, по сути, не имеют общественной легитимности, так как люди после прямой трансляции поняли, что никакого состава преступления в моих действиях нет, и власти нужно все новые и новые обвинения сейчас актуализировать". То есть, вот люди посмотрели трансляцию из зала суда и тут же поняли что состава преступления нет. Учитывая то, что там происходит — они непременно должны были прийти именно к этой мысли, а то. Но о формате процесса чуть ниже.

Развалил ли все суд?

Конечно, это такое имиджевое до бесхитростности заявление. На бесхитростности выехать можно, но, в общем, только в личных целях. В смысле, повторяй эти слова и будешь в них уверена. Проблема в том, что Тимошенко с самого начала трактовала судебный процесс как шоу, где ей надо играть главную роль — в роли жертвы политической расправы. Почему нет, имеет право. Вопрос в том, поможет ли это ей на длинной дистанции. Ей-то вести себя так проще, но через неделю начинает надоедать окружающим, в том числе и ее сторонникам — из тех, кто поумнее. Кроме того, дело не является политическим, но Тимошенко каждый день демонстрирует, что оно именно политическое. В этом есть выгода, однако — здесь же заведомое признание фактической вины.

Что касается действий суда, то вовсе непонятно, что он может развалить — поскольку Тимошенко заявляет о своей невиновности, даже не ознакомившись с самим делом. Ну, суду непросто. Что, например, он должен делать, поучив от защиты пакет ходатайств, где одновременно требуют прекратить уголовное дело, отправить его на дорасследование и рассмотреть в суде присяжных? Суда присяжных, к слову, на Украине нет.

Проблема процессов над Тимошенко в том, что там все на грани: то ли тут ошибки, допущенные в должности премьера (это не отрицают и соратники - списывают на кризис, давление России и т.п.) или ошибки, которые уже тянут на уголовное преступление. Например, что касается "газового дела": так и непонятны основания, на которых Тимошенко пошла на крайней плохой контракт. Лично себе, как премьеру, она выторговала скидку на первый год его действия. Мало того, она даже утверждает, что останься она во власти, так итоговая цифра бы пересматривалась в сторону уменьшения каждый год. Но ныне действующая власть такой опции не имеет. Соответственно вопрос, откуда бы тогда у Тимошенко эти преференции? И на основании чего она уверена, что они у нее были? Вообще, это же странное заявление для суда, поскольку она конкретно сообщает, что у нее были особые отношения с Россией. Но она делает это, не сомневаясь, что работает себе в плюс. Как понять?

Разница сигналов

В этом и проблема. Украина — не Россия, про это Кучма целую книгу написал, а разница и в том, что сигналы совершенно не совпадают и читаются как-то иначе. Другой случай. Тимошенко возмущается тем, что Миноброны РФ и лично министр Сердюков требует от украинского Кабмина возместить долг тимошенковской ЕЭСУ, в 400 с чем-то там млн.долларов. Она негодует, заявляет, что никакого долга нет. Между тем — это заявление в ее пользу. Потому что после этого иска отпадает тема подписания невыгодного для Украины контракта в обмен на прощение долга. Эта очевидная трактовка ситуации почему-то ей в голову не пришла.

Ну да, в таких историях процентов 80 всегда кулуарны, так что любой аналитик, который будет думать по этому поводу со стороны, то есть — из заграницы, обречен выглядеть добросовестным идиотом. Но все же как понять: у нее есть основания негодовать на иск Сердюкова или это просто глупость? Или 400 млн. ей дороже, чем обвинение в продаже за эту сумму национальных интересов? Причем, она же ничего не объясняет, а лишь произносит лозунги о чужих происках и собственной невинности по любому вопросу.

Виновна или нет?

Вот, например, эпизод, в котором глава "Нафтогаза" (в 2009-ом) О.Дубина отказывался подписывать договор с Россией без директив, принятых Кабмином. Собственно, этот пункт — ключевой по газовому делу. Тимошенко вменяют в вину, что она действовала без этих директив, а она утверждает, что такие директивы были не нужны, потому что как премьер она имела право лично давать любые директивы. И Дубине, и другим переговорщикам. Но Дубина уперся и отказался что-либо подписывать без этой бумаги. И тут речь уже не о теоретической юстиции на тему имела она право давать директивы лично или нет.

По словам Дубины на суде, "только после отказа подписывать контракты Тимошенко предоставила мне директивы от 19 января 2009 года, утвержденные лично ею, на которых стояла печать Кабинета министров Украины". При этом Дубина все же заподозрил что-то неладное и переспросил премьера о том, действительно ли директивы утверждены решением правительства. Тимошенко ответила: "Да, утверждены. 19 января 2009 года. Турчинов это решение правительством принял". По словам Дубины, он не имел оснований не доверять Тимошенко. Да если бы и имел, то не мог позвонить кому-либо из министров, чтобы проверить слова Тимошенко, поскольку "она постоянно находилась рядом". При этом подпись Тимошенко под директивами действительно заверена гербовой печатью Кабмина. То есть, эта бумага действительно существует. Откуда прямо следует, что в деле появился доказанный эпизод, касающийся подлога документов.

Собственно, для раскрутки этой темы суд мог бы вызвать Турчинова и узнать, что именно за решение он "правительством принял" 19 января 2009 года. Нет, почему-то вызывают. Ну, может, считают, что подлог, осуществленный премьером как-то не тянет на то, чтобы через такую статью ее заклеймить не по-детски. Разумеется, они могли даже и не обратить внимание на этот нюанс. Кроме того, все эти рассуждения бессмысленны, если не знать конкретных целей, которые ставить себе суд (или ему их поставила власть). Потому, что если цель в том, чтобы посадить — да вот же, подлог. А под это дело, как под неуплату налогов гангстерами, можно чисто и открыто выставить серьезный срок. Как-никак, подлог повлек за собой известно что в особо крупных размерах. Нет, тема не развивается.

Не слишком ли это все умно?

То есть, не слишком ли с перебором все эти размышления и анализы? Так посмотришь — да нет, все банально. Но если прочитать отчеты о суде, так начинаются сомнения. Вот, на той неделе судья Печерского райсуда Киева Киреев удалил Тимошенко из зала суда.

Судебная хроника выглядит так: перед тем, как принять решение об удалении Тимошенко, он обратился к ней с просьбой повторить то, что она сказала, когда судья зашел в зал после стычки. "Нелюд", - сказала подсудимая. Киреев ответил, что она сказала другое слово. "Вы не судья, вы – нелюд (изверг - по-русски)", - повторила Тимошенко.

В ответ судья уточнил, что Тимошенко употребила нецензурное слово по отношению к нему, чем проявила неуважение к суду. После чего удалил ее из зала. В СМИ, разумеется, началась дискуссия на тему, что именно сказала Тимошенко. По словам "Украинской правды", Тимошенко "употребила слово, которое состояло не более чем из трех букв". СМИ принялись обсуждать, какие именно это были буквы, - по одной из версий это было слово "лох". Дискуссия свернула на то, является ли "лох" нецензурным словом. Но пресс-секретарь Тимошенко М.Сорока категорически опровергла, что ее шеф употребила в отношении Киреева "любое другое слово, кроме слова "нелюдь"". Всем не скучно, пусть и сомнительно, что эти радости идут на пользу обвиняемой.

Регионал О.Надоша даже попытался смягчить ситуацию в пользу Тимошенко, уверяя, что "как только начнутся допросы свидетелей, которые согласно Уголовно-процессуальному кодексу не могут транслироваться в прямом эфире, Тимошенко сменит тактику поведения, потому что ей не будет перед кем пиариться". Но есть сомнения: с самого начала Тимошенко не относилась к делу по существу и сменить отношение ей будет сложно. Она плохо начала процесс, а если далее она захочет закрыть какое-либо обвинение реальными аргументами, это уже будет понято как проявление ее слабости.

Кроме того, она что-то вовсе теряет реальность. Можно было бы сообразить, что бурное поведение в суде хорошо пару раз, а потом это надоест даже своим. И уже совсем шикарным было ее заявление после удаления из зала суда: "Такого не делали ни Пиночет, ни Сталин, ни Гитлер. Янукович создает тюремную атмосферу во всей стране". Богатый жизненный опыт, ага. Но это, кажется, уже тоже российская точка зрения. Возможно, в Киеве все это выглядит как-то иначе, но как — понять нельзя.

Эксперты

Есть, например, Кость Бондаренко. В "оранжевые времена" был вполне сторонником оранжевых и даже лично Тимошенко. Как-никак, тогда он возглавил киевское отделение ИНСа С.Белковского, ну а уж тот всегда был ее большим фаном. Теперь Бондаренко тоже не так, чтобы провластный, он зампредседателя тигипковской "Сильной Украины", что, по его словам, вовсе не мешает ему оставаться неангажированным журналистом, а также - председателем правления Института украинской политики. Так вот, на днях в Берлине, на встрече с немецкими журналистами он сообщил, что европейские политики, глядя на Украину "сквозь ту призму, которую им подсовывают отдельные оппозиционные политики, мешают реализации ее амбициозных планов".

По его мнению, суд над Тимошенко - "это не столько суд над бывшим премьер-министром, это - попытка предпринять первый шаг в направлении очищения общества от коррупционного прошлого". Вывод: "Да, -можно днями и по ночами твердить о несовершенстве украинского правосудия и при этом откровенно давить на суд. Можно говорить об отсутствии демократии и поддерживать тех, кто является демократом лишь на словах. И что мы получим в итоге? Европа своими руками оттолкнет Украину, усилит Россию, поставит точку на украинских европейских перспективах, позволит Украине и дальше развиваться как обществу тотальной коррупции и отсталости. Это ли желаемый результат?.

Если кто-то не верит, что это действительно Кость Бондаренко, то вот ссылка на УНИАН.

Зачем все это?

Теперь неизбежная конспирология. Зачем вся эта история с судом над Тимошенко власти? Ну, посадить, чтобы она не пошла на выборы. Нет. Потому что общим местом рассуждений на эту тему является мнение, что ей-то это на пользу.

О таком варианте не без некоторого сладострастия думают даже сами "бютовцы". Депутат от БЮТ А.Павловский уже сообщил, что по мнению "Батькивщины" даже если Ю.Тимошенко осудят, это лишь увеличит ее популярность и приведет к победе ее партии на выборах. Причем, он даже немного об этом уже мечтает: "Если против Тимошенко применят жесткие меры, осудят и не допустят к выборам, это лишь увеличит ее популярность и ее партии "Батькивщина". И мы возьмем первое место на парламентских выборах".

По его версии, "Даже в глухих селах знают, что "Батькивщина" – это партия Тимошенко. Таким образом власть покажет, какая партия является действительно оппозиционной. Психология людей так устроена: кого больше преследуют, того и считают настоящей оппозицией. И к нам в партию будут вступать новые люди".

Тут, конечно, неясны детали: имеет ли он в виду и условный срок? Условный срок не даст нужного эффекта. Но в итоге он нарисовал себе уже такую радужную картину, что, наверное, даже расстроится, если Тимошенко не осудят. Собственно, некоторый эффект такого рода тюремный срок Тимошенко дать может. Хотя, из соображений деликатности право на такое заявление следовало оставить лидерше.

Разумеется, власть этот момент тоже учитывает. Так что, скорее всего, сажать и не собирается. Хотя могла бы это сделать довольно легко — вот вспомнить хотя бы кэйс с подлогом кабминовских директив.

Но вот что происходит: Тимошенко теряет ресурсы. То есть, просто обнаруживается, что ресурсов — даже не материальных, а кадровых - у нее просто нет. У нее даже второй адвокат теперь отвалился, не вынеся напряжения. А Портнов, типа юридическая звезда, ушел от Тимошенко давно и работает теперь в аминистрации президента. Вице-спикер Томенко привычно рассуждает в Раде об общих вещах, а Турчинов у Шустера обижается на то, что его назвали вождем секты (он из одной из группировок ЕХБ), вместо того, чтобы действовать по делу.

А ту же еще одна тема: тот самый Павловский, который думает о Тимошенко в темнице, по факту ставит популярность партии в полную зависимость от того, как сильно ее преследуют. То есть - не видит иных вариантов для "Батькивщины". Между тем, всем ясно, что к выборам (осень 2012-го) им бы неплохо провести ребрендинг.

Ребрендинг нужен, да.

То есть, они, в "Батькивщине" сами это знают. Даже один из адвокатов Ю.Тимошенко, С.Власенко в "Зеркале Недели" заявлял, что оппозиции нужно начать с признания своих ошибок. Причем, искренне пишет: "В том, что сегодня происходит, виноваты и мы сами. Еще вчера мы были той самой властью, которая сегодня нас преследует". Он признает даже политический провал предыдущей власти: "Еще вчера у нас был шанс провести настоящие реформы, но мы его потеряли. Еще вчера у нас была реальная возможность если не построить, то хотя бы начать движение в сторону правового государства. Мы ею не воспользовались".

Он даже признал, что "цепь просчетов" продолжилась и после того, как его политсила стала оппозицией и "увлеклась критикой всего, что предлагает "антинародный режим", вместо того, чтобы навязывать власти идейную дискуссию и разрабатывать альтернативу". В итоге оппозиция "не задает идеологических ориентиров, не предлагает системы координат и не формирует повестку дня". Вывод: надо "сформировать идеологию и привлечь ее носителей к управлению государством". Ну да, похоже, что Власенко наконец-то прочитал книгу, в которой рассказано что такое политика. Но все же...

Здесь бы ему закончить, оставив от себя приятное впечатление. Но самокритика была приделана к очередному пиару: "Победителем президентских выборов 2015 года станет политик, который предложит новую повестку дня… А на сегодня Тимошенко, на мой взгляд, является самым подготовленным кандидатом на эту роль".

Не сходится тут ничего. В его логике Тимошенко сейчас должна предлагать "новую повестку". Но на суде она рассуждает о своей правоте в прошлом и несправедливых страданиях теперь. Единственный элемент ребрендинга и новой повестки — появившиеся на ней очки (плетенка на голове - оставлена). Не очень удачно: на интеллектуалку похожей не стала (да еще с такими-то манерами на суде, весь новый имидж вовсе спалила), ну и к народу в очках тоже ближе не стала — модель слишком уж виповская. Но, похоже, этот момент она уже осознала, в последние дни позирует уже без очков. Но тему ребрендинга, значит, ощущает.