Пятилетка Анкваба – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

Жители Абхазии избрали нового главу республики. Победил Александр Анкваб, последние три месяца исполняющий обязанности президента. Отрыв от других кандидатов огромный – он набрал 54 процента.
Выборы, назначенные в связи с внезапной кончиной Сергея Багапша (29 мая 2011 года в Москве от рака легких) совпали с третьей годовщиной признания независимости республики Россией.
В актовом зале министерства обороны Абхазии 25 августа агитировал премьер-министр Сергей Шамба (в Абхазии нет дня тишины перед выборами). Сторонники и сам кандидат напомнили собравшимся офицерам о его роли в войне с Грузией 1992-1993 и успехах на политических постах. Проголосовать за Шамбу просили герои войны и брат бывшего замгенпрокурора РФ Владимира Колесникова бизнесмен Виктор Колесников.
«Я хочу, чтобы в Абхазию ездили 3 млн туристов в сезон. Тогда появится рынок для сбыта нашей сельхозпродукции», - рассказывал Шамба. Он убеждал военных, что программ у него много и большая их часть написана специалистами из-за рубежа.
На вопросы потенциальных избирателей кандидат отвечал уверенно. Женщинам-военным обещал материнский капитал в 30 тысяч рублей, которого хватит, чтобы покрыть взятки в роддомах, а мужчинам – достойное жалование. Единственный вопрос, на который Шамба не дал ответа – это просьба прокомментировать заявление Счетной палаты РФ о том, что 347 миллионов рублей из российской помощи использовались неэффективно.
«Что упало, то пропало», – развел руками кандидат, чем вызывал явное недоумение собравшихся. Один из офицеров, недовольный ответом, уходя со встречи, матерился в голос, повторяя слова кандидата.
Кроме традиционных для каждого кандидата встреч с населением, Шамба активно использовал наружную агитацию и завесил весь Сухум огромными биллбордами. В его штабе работает оппозиционный политик и бизнесмен Беслан Бутба, который в прошлый раз сам участвовал в предвыборной гонке 2009 года, о чем напоминают выцветшие плакаты, до сих пор висящие в центре города.
Российские политтехнологи, не сумевшие помочь Бутбе победить на прошлых выборах, перекочевали в штаб Шамбы. Именно им приписывается вышедшее в «Московской правде» интервью с экс-министром обороны Грузии Тенгизом Китовани, который заявил, будто Александр Анкваб во время войны 1992-1993 года тесно сотрудничал с грузинскими властями.
Нельзя обвинять Шамбу в том, что он стоит за этим интервью, нет оснований, но именно его штаб больше всего тиражировал этот вброс, что в итоге и сыграло против него, объясняет глава Сухумского медиа-клуба МананаГургулия.
«В своей выборной кампании Шамба допустил несколько ошибок, которые не пошли ему на пользу. Конечно, его позиции упрочились и он наберет больше сторонников, чем в 2004 году», -- предполагала она.
Скромнее агитация у Рауля Хаджимбы – плакаты формата А4, выполненные на русском и абхазском языках. Он также постоянно колесит по Абхазии, встречаясь с избирателями. Последнюю встречу перед выборами встречу он провел в ДК «Адунеи» в центре Сухума. В своей агитации Хаджимба постоянно касается российско-абхазского сотрудничества, припоминая все тот же скандал со Счетной палатой, конфликт из-за санатория Министерства обороны, уволившего персонал, и села Аибга, расположенного на границе – Россия хотела бы получить его целиком.
Во время его выступления собравшимся раздают доклад по криминальной обстановке в Абхазии 2005-2011 годов. Он выполнен в виде брошюр, по стилистике напоминающих доклад «Путин.Итоги». Криминальная хроника республики за несколько лет уместилась на пяти страницах.
Хаджимба идет на выборы в третий раз. В 2004 году его активно поддерживала Москва и первый президент Владислав Ардзинба, но результаты голосования оказались в пользу Сергея Багапша. После напряженного уличного противостояния по вопросу о признании результатов выборов Хаджимба договорился с Багапшем о том, что в ходе переголосования выдвинется в его вице-президенты. В 2009 Хаджимба также проиграл Багапшу, пригрозил представить данные о фальсификациях, после чего замолчал.
На выборы 2011 года он пошел со Светланой Джергенией, вдовой Ардзинбы, скончавшегося в 2010 году. Предполагалось, что в случае победы Хаджимбы Джергения займет пост премьер-министра.
Хаджимба давно сменил образ лучшего друга России на образ защитника суверенитета республики от России: он регулярно обращает внимание избирателей на усиление зависимости Абхазии от Москвы, а также от решений, принятых российскими бизнесменами.
«Мы сами можем выбирать пути развития для нашей страны», - заявляет Хаджимба. Он также критикует власть за низкие зарплаты и пенсии: «Наши люди получают копейки, пока таджики, которых нанимают в качестве рабочей силы, получают по 15-20 тысяч рублей».
Позицию Хаджимбы многие считают антироссийской, однако он сам так не считает, говорит редактор абхазской газеты «Чегемская правда» Инал Хашиг. «Он объясняет ситуацию так: его позиция не антироссийская, а оппозиционная. Он выступает за упорядочение российско-абхазских отношений, которым мешает коррупция».
Шамба и Хаджимба неоднократно предупреждали о том, что выборы могут пройти с нарушениями. И только победитель выборов, Александр Анкваб, не сомневался в прозрачности выборов.
Сделавший карьеру в МВД и переживший пять покушений политик отказался во время предвыборной гонки от наружной агитации. Местная пресса изображает Анкваба человеком закрытым и неконтактным, однако этот образ сильно контрастирует с его нынешним имиджем. До позднего вечера и.о. президента встречается с журналистами, а его номер телефона оказался известен простым жителям Сухума.
«Вот посмотри, этот номер?» -- показывает корреспондентам записную книжку Евгений, живущий около санатория МО: «Я ему звонил неделю назад, говорил, что вся турбаза за него будет».
По мнению Гургулии, Анкваб действительно лучше всего подготовился к выборам, внимательно учел абхазскую ментальность. В отличие от Шамбы, который приехал на избирательный участок на служебной машине со включенной «мигалкой» и с помощью охраны прошел на участок без очереди, Анкваб не стал пользоваться своими привилегиями и отстоял длинную очередь до конца.
«Вот такие вещи людям запоминаются, а излишняя пропаганда и истерия наоборот, раздражают», - говорит Гургулия. В конечном счете голосуют тут не за программы а за человека, так что сыграют их личные качества, их биография и их поступки, объясняет Хашиг.
В Сухуме многие ожидают, что Анкваб продолжит политику покойного Багапша. «Нам нужна сильная рука. Мы хотим серьезного человека, который приведет нашу страну к процветанию», - говорит житель Сухума Виталий. Ему Анкваб напоминает российского премьер-министра Владимира Путина.
«Они ведь одну школу прошли», - объясняет сухумчанин. Самого Александра Анкваба сравнение с Путиным не слишком удивило: «Я не знаю за какие заслуги меня сравнивают с Владимиром Владимировичем, но мне это очень приятно. Будучи гражданином России я неоднократно голосовал за него», -- поделился Анкваб (у него на сегодняшний день два гражданства – российское и абхазское).
Ждать от Анкваба продолжения линии Багапша не стоит, говорит Хашиг: «Я не думаю, что он будет явным продолжателем дела бывшего президента, скорее нас будет ждать пятилетка Анкваба». Журналист еще до голосования предположил, что Анкваб победит в первом туре, набрав больше 50 процентов голосов, но предупредил, что его прогноз приблизительный. «Серьезной социологии у нас нет и до недавнего прямого эфира с ним у меня было больше уверенности, но Анкваб выступил слабо и на фоне остальных кандидатов смотрелся блекло», - объясняет Хашиг.
В Абхазии было создано 35 окружных избирательных комиссий. В выборах могли принять участие 143 тысячи человек, примерно половина от общего количества жителей страны. Избирательные участки в Абхазии начали свою работу в восемь часов утра. Уже через час многие избиратели выстраивались в очередь для того, чтобы проголосовать. Явка избирателей оказалась достаточно высокой: уже к трем часам дня проголосовали 50 процентов избирателей. ЦИК объявил о том, что президентские выборы в стране достигли минимально необходимого процента явки, а значит - уже состоялись.
Вторые выборы подряд абхазским жителям, пришедшим на голосование, ставят соответствующую отметку в паспорт. Абхазия давно уже перешла на прозрачные урны, использование которых призвано сократить количество фальсификаций. 130 международных наблюдателей из 15 стран их и не обнаружили. Председатель совета Фонда свободных выборов Российской Федерации Василий Волков заявил, что прошедшие выборы в Абхазии, соответствуют международным стандартам: «Я убедился в искреннем стремлении граждан Абхазии реализовать свое конституционное право».
К 18:00 поток людей несколько иссяк и количество проголосовавших достигло 61 процента.
В день голосования в Абхазии вице-спикер грузинского парламента Паата Давитая в интервью «Эху Москвы» заявил, что в грузинском правительстве не верят в естественную смерть Сергея Багапша. Вице-спикер заявил, что президента Абхазии убили российские криминальные группировки, имеющие земельные интересы в республики.
Такие высказывания некоторые жители Cухума воспринимают серьезно, так как не уверены в том, что Багапш умер вследствие болезни: «Нам говорят, что наш президент умер в больнице от рака. Но мы даже не знали, что он болел! Вот он еще только поехал по делам в Москву, а нам уже говорят о том, что он скончался. Большой траур был у нас», - говорит Лоренций Лобагуа. Он рассказал, что в день похорон президента, множество местных жителей собрались для прощания с Багапшем, несмотря на дождь, моросящий с утра. Впрочем, в российских медиа информация о болезни Багапша вполне присутствовала.
Скорее всего, заявление Давитая сделано с целью подорвать доверие избирателей к проходящим выборам, ведь сам факт их проведения раздражает грузинские власти, которые продолжает считать Абхазию частью своей территории, отторгнутой и незаконно оккупированной Россией.