Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

: И приехал он назад


Новым губернатором Санкт-Петербурга 31 августа станет «питерский чекист», полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко. Операцию по его назначению провели с большой скоростью. Уставшим от Матвиенко питерцам новый мэр может даже понравиться. Однако вся операция выглядела очень некрасиво.

Президент Дмитрий Медведев ожидаемо внес кандидатуру своего полпреда в центральном Федеральном округе Георгия Полтавченко для утверждения губернатором Санкт-Петербурга «Георгий Сергеевич, я принял решение представить вашу кандидатуру для наделения вас полномочиями губернатора Санкт-Петербурга», - заявил Медведев на встрече с Полтавченко.

Президент подчеркнул, что его выбор предопределен рядом обстоятельств, в том числе тем, что для Полтавченко Санкт-Петербург является хорошо знакомым и родным городом.

«Вы учились, росли, соответственно, занимались различными вопросами, работали в Санкт-Петербурге, и хорошо знаете специфику этого второго мегаполиса нашей страны», - сказал Медведев. Эвфемизм «различные вопросы» стоит расшифровать: Полтавченко с 1979 года работал в органах госбезопасности, а с 1993 года руководил питерской налоговой полицией.

Операция по снятию Валентины Матвиенко с поста питерского градоначальника и назначению на этот пост Полтавченко, таким образом, почти завершилась. Осталась самая малость — депутаты регионального заксобрания утвердят нового губернатора и он вступит в должность.

Назначение — после избрания Матвиенко депутатом муниципального собрания в Петербурге, которое дало возможность отправить ее в Совет Федерации — происходило стремительно. 22 августа, выиграв муниципальные выборы, Матвиенко подала в отставку. Тройку кандидатов — в нее помимо Полтавченко, были включены вице-губернатор Михаил Осеевский и спикер Заксобрания Вадим Тюльпанов - «Единая Россия» представила 27 августа, 29 ее внесли президенту, 30 президент «выбрал» из троих Полтавченко, 31 августа питерское Заксобрание утвердит нового губернатора Санкт-Петербурга.

Формально у участников процесса было около месяца с отставки Валентины Матвиенко. Правда, уже стартовала выборная кампания и власти решили поторопиться. Полтавченко еще же и вести региональных единороссов на выборы в заксобрание, а для этого надо успеть понравиться горожанам.

Полтавченко уже встретился с педагогами, посетил матч «Зенита» и успел очень понравиться почти всем депутатам регионального парламента. Настолько понравился, что питерские единороссы и жириновцы (вместе у них большинство в парламенте) уже пообещали новому губернатору поддержку. Единороссы также изъявили желание видеть Полтавченко, который не является членом партии, в своей тройке на грядущих выборах.

Спецоперацию «смена губернатора Санкт-Петербурга» властям удалось провести всего за два месяца.

Надо сказать, что проведена она была с потрясающим цинизмом: Матвиенко фактически силой заставили покинуть пост, затем под нее были организованы не самые конкурентные выборы, о проведении которых стало известно уже после регистрации всех кандидатов. Наконец, исполнительная власть почти открыто назначила главу палаты парламента.

Широко понимаемая политическая целесообразность приводит к квазизаконным процедурам и даже откровенному шельмовству — это коронный стиль российских властей.

Иное дело, что петербуржцам, уставшим от правления Валентины Матвиенко, новый мэр может и понравиться. Просто по контрасту. Что в целом не решит городских проблем — быстро уж точно не решит. Зато выборы могут быть успешными для «Единой России». Второй по числу избирателей город страны — очень важная площадка для борьбы за сохранение политического доминирования.

Впрочем, в общем виде нам опять явлен пример работы системы ручного управления, когда вместо формализованных процедур и прозрачно работающих институтов предлагается решение (быть может, действительно правильное), проводимое крайне непрозрачным путем. И разумеется, без всякой обратной связи с избирателем.

На фоне снижающегося уровня доверия представителям тандема со стороны населения (по последним замерам «Левада-Центра», электоральный рейтинг Путина опустился ниже 40 процентов, Медведева держится на уровне 28 процентов, но растет антирейтинг у обоих тандемократов)

отсутствие механизмов контроля и обратной связи и деинституционализация российского политического поля становятся опасными в далекой перспективе.

В этом контексте не так уж и важно, наберет ЕР в Петербурге 40, 45 или 50 процентов на региональных выборах.