Будет что решать встретимся в Чикаго, обещал генсек НАТО следующему президенту России
Российские дипломаты и их натовские коллеги пока так и не договорились о сотрудничестве в противоракетной обороне, а этого зависит, поедет ли следующий президент России встречаться с лидерами стран НАТО в мае будущего года в Чикаго. Сейчас проблема – ключевой вопрос отношений России с НАТО, лакмусовая бумажка общего климата в отношениях Россия-Запад.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, отвечая на мой вопрос, сказал, что проведение саммита НАТО-Россия одновременно с предстоящей натовской встречей в верхах, зависит от конкретного содержания. Чикагское рандеву будущего главы России с НАТО по подобию приглашения Дмитрия Медведева осенью прошлого года в Лиссабон рассматривается как возможный вариант. Но никакого решения об этом пока не принято.
«Если будет конкретное содержание для проведения саммита НАТО-Россия в Чикаго, то мы проведем его», - сказал Расмуссен, который в пятницу пригласил политологов, журналистов и представителей военно-промышленного комплекса и других участников Центра европейской политики на завтрак в брюссельский отель Crown Plaza.
Медведева в Лиссабон пригласили за слова, с которыми Запад связывал надежды на демократический дрейф России. Приглашение в Чикаго будет подписано только под конкретный товар. Бизнес и ничего личного.
«Решающим фактором для принятия такого решения будет конкретное содержание», - подчеркнул Расмуссен, отметил, что организация саммита НАТО-Россия в Чикаго «рассматривается как возможный вариант».
В своем выступлении за завтраком Расмуссен назвал создание натовской системы ПРО одним из трех главных вопросов чикагского саммита альянса, наряду с Афганистаном и укреплением военного потенциала НАТО.
«В Чикаго должно быть объявлено о начальной оперативной готовности этой системы ПРО. Она предусматривает ранее оповещение о ракетах, запущенных в сторону стран НАТО», - пояснил генсек. Уже есть конкретные договоренности о размещении элементов этой ПРО с Польшей, Румынией и Турцией.
«Я хотел бы и большего прогресса на натовско-российском треке», - отметил он, напомнив, что этот «трек» идет в направлении создания двух независимых систем ПРО «с единой целью защиты от новых угроз и против новых подозрений».
«Сотрудничество с Россией важно в военном плане, поскольку делает обе системы более эффективными. Оно важно в политическом смысле, поскольку показывает, что наша ПРО не направлена против России», - сказал Расмуссен.
«Система, которую мы хотим создать, не спроектирована для подрыва российского стратегического потенциала сдерживания. Это технический аспект. Но лучшая гарантия для России – это активное сотрудничество с НАТО. Мы предлагаем сотрудничать и создать два совместных центра управления. Они образуют рамки для обмена информацией, оценки общих угроз, проведения совместных учений и т.п. Мы не имеем никаких намерений нападать на Россию и надеемся, что и Россия не имеет таких намерений против нас. Все это может служить отличной гарантией», - подчеркнул Расмуссен.
Основная часть выступления была посвящена урокам военных операций НАТО, в частности, в Ливии и Афганистане, а также планам по укреплению военного потенциала НАТО в неблагоприятных условиях мирового экономического и финансового кризиса.
«Тратить больше у нас нет возможностей, но и тратить меньше мы не можем. Поэтому нужно тратить умнее, извлекать пользу из кооперации и разделения труда (между 28 членами альянса)», - считает глава НАТО, отмечающий половину срока своего четырехлетнего мандата.