Не огорчен!
Отставка вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, публично заявившего о разногласиях с Дмитрием Медведевым, встречена с сожалением. Его хвалят за профессионализм, сопротивление лоббистам, постоянно требовавшим увеличить госрасходы, создание стабфонда, позволившего пережить кризис 2008 года.
Алексей Кудрин и вправду обладает массой хороших качеств. Он умен, образован, не причастен к коррупции, не замечен в лоббизме «дружественного» бизнеса. Однако министра оценивают не по личным качествам, а по результатам работы.
Сокращением госрасходов Кудрин действительно занимался. Но каких?
Вспоминается экономия на льготах для ветеранов при монетизации 2005 года, когда объем отобранных льгот оказался на порядок выше размера рассчитанных в Минфине компенсаций. При этом расходы на содержание чиновников только выросли.
Ничего не известно, чтобы Кудрин выступал против закачивания 14% федерального бюджета в финансовые черные дыры под названием «госкорпорации» (Роснано, Олимпстрой, Ростехнологии, Росатом, Фонд содействия реформированию ЖКХ и другие).
Неизвестно, чтобы министр финансов выступал против безумных затрат на проведение зимней Олимпиады-2014 в субтропиках (цена вопроса — до 30 млрд долларов) или против приглашения в Россию чемпионата мира по футбо-лу-2018 (масштаб цифр такой же). При этом в стране хронически «нет денег» на нормальные пенсии и зарплаты учителям и врачам, на ремонт протекающих крыш и лекарства для больниц.
Наконец, я отказываюсь считать хорошим министром финансов человека, так составляющего бюджет, что деньги на дорогостоящие операции по спасению жизни детей родители вынуждены собирать, публикуя призывы о помощи.
Что касается стабфонда и его роли в борьбе с кризисом 2008 года, то она была весьма специфической.
Накопленная за время высоких цен на нефть финансовая подушка безопасности должна была спасти страну в черный день. Но она оказалась потрачена на спасение бизнеса друзей Путина.
Олег Дерипаска для «Русала», Игорь Сечин и Владимир Богданчиков для Роснефти, Роман Абрамович для «Евраза», Сергей Чемезов для Ростехнологий, Алексей Миллер для
Газпрома и другие — получили около 1,3 триллиона рублей. Еще 1,5 триллиона рублей получили Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, который контролируется друзьями премьера. Всего в банковскую систему было закачано около 5 триллионов рублей — под предлогом необходимости кредитования экономики. Но, получив деньги, банки вложили их не в реальный сектор, а в покупку валюты — что привело к падению рубля.
Можно вспомнить о поддержке Кудриным преследования ЮКОСа, о его призывах к повышению пенсионного возраста, о предложениях по повышению налогов, о списании иракского долга в 6,5 млрд долларов…
Не уверен, что министр финансов ушел в знак протеста против политики Медведева и его сногсшибательных расходов на оборону. Кудрин сорвался, будучи уверен, что Путин его защитит. А тот — не защитил. Хотя без высокой должности точно не оставит. Например, главы ЦБ, кандидатуру которого на утверждение вносит именно президент. И его фамилия будет уже не Медведев.
Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой»