Обвиняемые в терактах в Белоруссии приговорены к смерти
Фото: Reuters Белорусский суд в среду приговорил двух обвиняемых в теракте в минском метро к исключительной мере наказания - смертной казни, сообщает «Интерфакс». Во время оглашения приговора подсудимые находились в специально установленных железных клетках.
По словам судьи Александра Федорцова, изучая материалы уголовного дела, "суд все больше убеждался в том, что Дмитрий Коновалов (исполнитель по версии следствия и Владислав Ковалев (соучастник по версии следствия) представляют исключительную опасность для общества и к ним необходимо применить исключительную меру наказания".
Суд установил, что Коновалов осуществил теракт в Минске 11 апреля. Ковалев вместе с Коноваловым доставил взрывное устройство на съемную квартиру и осуществил пособничество Коновалову в приведении устройства в боевое действие. Коновалов в итоге признан виновным в том, что привез взрывное устройство в метро и осуществил взрыв. Он также признан виновным в осуществлении взрыва в июле 2008 года в День независимости. В свою очередь Ковалев по данному эпизоду также признан виновным в недонесении о преступлении. Коновалов одновременно был признан виновным по статье "Терроризм" во взрывах в Витебске 14 и 22 сентября 2005 года. "По взрывам в Витебске 14 сентября 2005 г. и 22 сентября 2005 года вина Коновалова доказана. Он признан по ч. 1 и ч 2 ст. 289 в редакции УК 1999 года ("Терроризм)", - сообщил судья Федорцов.
Перед входом в Дом правосудия мать одного из обвиняемых, Любовь Ковалева, заявила, что хотела бы, чтобы приговор был зачитан полностью, тогда люди смогут увидеть, есть ли какие-то доказательства виновности обвиняемых.
Обвинение просило суд приговорить обвиняемых к исключительной мере наказания - смертной казни. Гособвинитель Алексей Стук предложил суду считать Коновалова и Ковалева "исключительно опасными для общества и государства".
Ковалев не признал свою вину – он утверждает, что его показания во время следствия были даны под давлением. Коновалов отказался во время суда отвечать на вопросы, заявив только, что признает свою вину во взрывах в июле 2008 года в Минске в День независимости и в апреле нынешнего года в метро. Он не признал своей вины по эпизодам, связанным с взрывами в Витебске в 2005 году.
Адвокаты заявили, что судебное следствие не представило убедительных доказательств виновности своих подзащитных. Так адвокат Станислав Абразей в ходе судебных прений заявил о невиновности "сидящих в клетке людей - Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова".
Правозащитная организация Human Rights Watch организовала в интернете сбор подписей в защиту подсудимых. Под петицией подписалось более 45000 человек.
"Сообщение о смертном приговоре в Минске вызывает просто оторопь. Если их вина действительно доказана, то, думаю, пожизненное заключение доставило бы им не меньше моральных мук и страданий, чем просто уничтожение их как биологических существ", - прокомментировал член Общественной палаты России адвокат Анатолий Кучерена. По его мнению, "смертный приговор в центре Европы в 21 веке - это нонсенс". "Это какое-то средневековье, не хватает только картинки с эшафотом", - заметил адвокат.
Рассмотрение уголовного дела о теракте в минском метро шло с 15 сентября в открытом режиме. 11 апреля 2011 года на станции "Октябрьская" минского метрополитена сработало мощное взрывное устройство. 11 человек погибли на месте, еще четверо умерли в больницах. Всего пострадало более 300 человек.
Ирина Халип, минский журналист, супруга экс-кандидата в президенты Беларуси Андрея Санникова:
Сама смертная казнь в Европе в 21 веке дикость. Нет больше ни одной страны на континенте, где бы она применялась - везде или отменена либо, как в России, наложен мораторий на ее применение. И только в Беларуси она действует, людей действительно расстреливают.
Но даже если убрать гуманитарный компонент: зафиксировано столько нестыковок во время суда и следствия, на которые обращали внимание и адвокаты и правозащитники, но не обратил внимания суд. И даже многие потерпевшие, кто был ранен во время этого взрыва, не были убеждены, что на скамье подсудимых сидят те самые преступники.
В таких случаях, мне кажется, в принципе невозможно выносить смертный приговор, так как это может стать непоправимой ошибкой. Даже многие из силовиков во время процесса вспоминали дело так называемого «витебского маньяка» в советские времена - тогда было арестовано множество народа, из обвиняемых выбивали показания паяльными лампами, кого то даже успели расстрелять. А вот самого маньяка так и не нашли.
И, в общем, невольно напрашиваются аналогии с этим делом. Но в то же время приговор логичен - хотя в обвинении есть темные пятна, но в любом случае от Ковалева и Коновалова следовало бы избавиться как от свидетелей. Оставлять их живыми власти нельзя, чтобы они уже ничего не сказали.