FotoDoc открывает глаза на Россию
Фото: Татьяна Ильина Центр документальной фотографии FotoDoc при музее имени Сахарова объявил фотографические конкурсы "Гражданский протест" и "Меньшинства". PublicPost — информационный партнер конкурсов — поговорил с куратором FotoDoc Александром Сориным о документальной фотографии в России и тех проблемах, которые она исследует.
— Что такое центр документальной фотографии FotoDoc?
В Москве уже почти полтора года существует программа при музее имени Сахарова, посвященная документальной фотографии. В сахаровском центре мы проводим не только выставки, но и интерактивную деятельность — мастер-классы, встречи с фотографами, критиками, галеристами, проводим круглые столы. Ценность проекта заключается в том, что в Москве нет мест, которые бы занимались исключительно документальной фотографией. Социальные проблемы, в отличие от художественной, классической и арт-фотографии, в меньшей степени интересуют галереи.
— Чем документальная фотография отличается от репортажной?
С определениями все очень непросто. Я пользуюсь термином документальной фотографии как, с одной стороны, широким определением журналистской фотографии, а с другой — как большим документальным проектом, который делается годами. Фотограф не должен отличаться от пишущего журналиста, который пытается разобраться в какой-то истории, просто средства передачи другие. На сегодняшний день документальная фотография шире, чем фотографическая журналистика. Это глубокое исследование проблемы.
— Почему вы выбрали именно такие темы для конкурсов?
Тематика FotoDoc — это социальная и политическая фотография. Отсюда пришла идея запустить конкурсы "Гражданский протест" и "Меньшинства". Если есть проект, его надо развивать. Нам, кроме качества фотографий, важна тематика, участие фотографа как исследователя в сложных социальных областях. И, кроме того, у нас нет конкурентов на этом поле. Иногда бывают отдельно взятые выставки, но нет ни одной площадки, которая была бы этому посвящена. Есть много молодых авторов с неплохими проектами, которым некуда податься. В журналах и газетах они не нужны: такие темы никто не берет, чтобы не расстраивать власть, читателя и рекламодателя.
— Какие работы от авторов вы ждете в рамках конкурса "Меньшинства"?
На конкурс "Меньшинства" работы принимаются по двум категориям. Одна из них касается непосредственно меньшинств — этнических, религиозных, политических, сексуальных. Другая номинация предполагает фотоисследования про социальные меньшинства: людей с ограниченными возможностями, детей в интернатах, стариков. Эта тема мне кажется фотографически наиболее интересной и значимой. Этой документальной и, прежде всего, социальной фотографией часто занимаются волонтеры, которые работают при различных благотворительных фондах и центрах. Они обладают уникальной возможностью в течение длительного периода отслеживать что-то. Поэтому мне не хотелось бы их отсекать, и в этом конкурсе могут принять участие любители. Но это не значит, что мы будем снижать планку.
— Но люди преклонного возраста, строго говоря, не являются меньшинствами.
Исследование социальных меньшинств не заключается в определении того, являются ли они на самом деле меньшинством или большинством, главное — включены они в общую жизнь или выключены из нее. В России нет системы, которая бы их поддерживала, адаптировала. Нет ни программ, ни инфраструктуры. Положение, безусловно, бедственное. Для того, чтобы вести социально ответственную политику, должна быть заинтересованность в ней. А когда общество с его проблемами отрезано от власти, то власть решает свои проблемы, а общество варится со своими.
— Для второго конкурса — "Гражданский протест" — идеология мероприятий будет иметь значение?
Мы ждем фотографий с акций протеста любого формата: митинги, флешмобы, сходы. Главное — осмысленность и профессионализм, окрас протеста значения не имеет. У нас все же фотографический конкурс, а не политическое мероприятие. Если мне присылают хорошую фотографию с какого-нибудь, например, "Русского марша", и она безусловно хороша, конечно, я ее вешаю — нравится мне то, что на ней происходит, или нет.
— Вы не боитесь, что фотографии в основном будут присылать из Москвы и Санкт-Петербурга?
Я не только не боюсь, я уверен в этом на 90%. Но мы особенно заинтересованны в историях из регионов. Если год назад в Москве ничего особенного не происходило — Дни гнева и 31-е числа на Триумфальной — то в регионах бурлило: кто-то воевал за жилплощадь, кто-то конфликтовал с местными властями, рабочие коллективы чего-то требовали от своих администраций. Я подумал, что было бы интересно собрать работы за последние 5-10 лет.
— Кто войдет в жюри и каковым будет критерий отбора победителей?
Жюри двух конкурсов одинаковое. Это фоторедактор Наталья Ударцева, издатель Леонид Гусев, фотографы Сергей Максимишин, Игорь Гаврилов, Юрий Козырев. Голосование будет анонимным, критерий у каждого члена жюри свой. Лучшие работы по итогам конкурса мы выставим в центре имени Сахарова, издадим с ними альбом и выпустим памятные призы. Возможно, повезем выставку по регионам.
"Сегодня ты есть, а завтра тебя нет"
PublicPost и FotoDoc публикуют социальный проект “Про Наташу” фотографа Динары Касимовой.