Страсти по либеральной России, или Кто возьмет мандатов пачку
Либерализация законодательства о политических партиях — по меньшей мере, попытка продемонстрировать со стороны власти "конструктивную и своевременную" реакцию на выступления оппозиции, создать видимость существования диалога между властью и обществом. А по большей части — очередное пускание пыли в глаза несогласным и протестующим, а также простым обывателям, мало разбирающихся в тонкостях политических процессов.
Понять это не сложно, достаточно несколько раз посмотреть новостные выпуски основных центральных каналов, чтобы еще раз ощутить весь пафос советской идеологической пропаганды, адаптированный к современной псевдодемократической действительности.
Приготовленная аппаратом президента кость для недовольной развитием политической системы оппозиции не была проглочена, как ни пытались махать ею перед носом несогласных. Об этом говорят и активные, но пока безрезультатные попытки внести в законопроект изменения, и дополнения со стороны оппозиционных фракций, а также неудавшееся обсуждение законопроекта с представителями несистемной оппозиции.
Отказ фракции "ЕР" от принятия поправок в целом, предложенных другими фракциями, — шаг предсказуемый, а вот высказывание Алексея Островского о том, что "цифра 500 человек — это и есть концепция проекта закона, которая не может быть подвергнута правкам", смахивает на религиозно-мистическое восприятие позиции и предложений аппарата президента. Следует помнить, что закон, как нормативный акт, — это не откровение, а результат, вытекающий из совместного обсуждения и дискуссии.
По сути, лозунг "Либерализация законодательства о политических партиях" так и останется лозунгом, и в действительности, а не в формально изложенных статьях закона, мало чем проявит себя на деле. Уменьшение количества человек при создании партии при сохранении современного разрешительного порядка регистрации политических партий — не более, чем сотрясание воздуха. Зависимость регистрирующих органов от вертикали власти в любом случае ограничивает их объективность и самостоятельность в принятии решений. При таких обстоятельствах образуется питательная среда для почкования большого количества партий — как для контроля оппозиции, так и для ее подавления путем отъема голосов на выборах у парламентских партий. Как говорится — разделяй и властвуй...
Нет сомнения в том, что законопроект со свистом пролетит все чтения и будет принят в ближайшее время в той версии, в которой его предложили. Эта инициатива останется последней попыткой имитации демократических перемен президента Медведева. Что это: ни к чему не обязывающая посылка в сторону оппозиции с желанием оставить более-менее светлую память о времени своего правления? Может быть, но со стороны — кинута очередная красная тряпка, лишний повод для обвинения властей в профанации либеральной идеи.