Дата
Автор
Лариса Малюкова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Жила-была одна Елена

Российская академия кинематографических искусств «Ника» назвала лауреатов

Фото: «Новая газета»

Российской академии кинематографических искусств «Ника» назвала лауреатов

На следующий день после «Ники» первой новостью интернета был не столько сам юбилей старейшей российской кинематографической премии, сколько скандал, спровоцированный выступлением ведущей Ксении Собчак. Акела шоу-бизнеса в шикарном черном платье с голой спиной — промахнулась, решив публично допросить Чулпан Хаматову: голосовала бы она за Путина, кабы не благотворительная деятельность? Зал, овацией поддерживавший награждение основательниц фонда «Подари жизнь» Хаматовой и Корзун, выразил столь же единодушное негодование. Чтобы оценить градус раскаленной атмосферы, скажу так: впервые в жизни я видела растерявшегося Гусмана.

«Ксюша, это же праздник кино», — удивлялась Хаматова. У каждого свой праздник. Теперь про юбилейную, 25-летнюю «Нику» будут вспоминать так: там еще Собчак пыталась «поставить точки над i».

С самого начала наша первая кинематографическая премия была — да простит меня Никита Сергеевич — цитаделью демократического выбора профессионалов. Напомню: всё началось с «Покаяния» — фильма, к которому противоречиво относились в верхах. Фильма, который расколол общество. В отличие от державного «Золотого орла», «Ника» была для киношников более своей, душевной, домашней. Но для юбилея был выбран зал «Крокус Сити» на несколько тысяч мест. В такой громаде довольно трудно создать атмосферу, выдержать интонацию. Моментами это получалось. Когда вспоминали ушедших актеров. Когда вручали приз за честь и достоинство Олегу Басилашвили, а на экране жили своей жизнью интеллигент Бузыкин, музыкант Рябинин, подлец Мерзляев, Папа Александр VI, Самохвалов. В ударе был сам Гусман. «Для нас «Ника» — это всего лишь 25 дней, Юлий Гусман пожертвовал 25 годами жизни, чтобы самая демократичная и свободная премия доставляла нам радость», — сказал Вадим Абдрашитов.

После почти десятилетней блокады «Ника» удостоилась трансляции на федеральном канале. Да еще на Первом. А танцующий девушку «первый кавалер» не мог не заказать музыку. Самодеятельно и не смешно выглядели кавээнщики. Неуклюже пыталась выдать замуж 25-летнюю «Нику» главная «сваха» страны Лариса Гузеева. Силилась что-то промямлить про профессию оператора никакая актриса, звезда Playboy и депутат Госдумы Мария Кожевникова.

По кулуарам шелестел слух о дани, которую должен заплатить Гусман сотоварищи за показ церемонии. «Высоцкий…» с пятью номинациями претендовал на главный приз — «Лучший игровой фильм». Ограничились вегетарианскими наградами за «Открытие года» (Дмитрий Астрахан, сыгравший администратора Высоцкого, разделил этот приз с 12-летним Мишей Процько, умилившим академиков ролью в фильме «Сибирь. Монамур») и за работу звукорежиссера Владимира Литровника.

Основная схватка в главных номинациях развернулась между «Еленой» Андрея Звягинцева и монументальным романом Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Призовое равновесие продемонстрировала номинация «Лучшая женская роль». Академики разделились в мнениях настолько строго, что пришлось вручать две статуэтки двум блистательным актрисам — Надежде Маркиной и Дарье Екамасовой. На сцене они стояли почти обнявшись. Обе работы можно счесть подлинным открытием года. К ним академики справедливо приплюсовали поразительно точную и тонкую роль Елены Лядовой, получившей награду за роль второго плана.

«Елена» — фаворит всех премий и фестивалей, ожидаемо удостоен важнейших призов «Ники» — оператору Кричману и режиссеру Звягинцеву. Итог же 20-летней работы Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» названа лучшей картиной 2012 года. Фильм получил золотые статуэтки за сценарий, работу художника и художника по костюмам.

Как и «Елена», он может нравиться или не нравится, но как не оценить режиссерской страстности, честного подхода к профессии. Не знаю, кто еще сегодня работает так, как Смирнов. С полной самоотдачей. С фундаментальной проработкой исторического и иконографического материала. Я была на съемочной площадке под Тамбовом, листала пухлые тома с эскизами костюмов для огромной массовки. А художник фильма Владимир Гудилин — профи высшей пробы: в свое время он «одел» и Романовых («Романовы. Венценосная семья» Панфилова), и «Стиляг». Его третья «Ника» — заслуженная.

Досадно, что академики проигнорировали «Шапито шоу», — вот уж, действительно, событие года. Фильм номинировался в нескольких категориях, но пролетел мимо гнезда «Ники». Не была отмечена ни оригинальная сценарная работа Марины Потаповой, ни режиссерский кураж Сергея Лобана, ни актерские работы и совершенно неожиданная музыка Жака Полякова. (Музыку академики наградили замечательную — киносимфонию Леонида Десятникова, сочиненную специально для фильма «Мишень».)

«Ника» в этом году голосовала предсказуемо. И дело вот в чем. Все киноакадемии, и «Ника», и ее младший братец «Орел», состоят из профессионалов, мягко говоря, старшего среднего возраста. Возможно, поэтому всё авангардное, не укладывающееся в нормативы, — отторгается. Как режиссерская работа Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках». Выдвинутая в категории «Открытие года», прошедшая с успехом по десяткам фестивалей, она так и не получила «академического поощрения». Не имела шансов стать лучшей документальной картиной и экспериментальная работа Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю». Называть же «открытием» неплохую характерную роль Астрахана, по меньшей мере, странно, тем более в тот редкий год, когда в кино появляются художники, действительно работающие на опережение. «Границ не существует, — твердит ретроградам Годар. — Люди сами их придумывают, значит, их можно разрушать».