СМИ: судьи Арбитражного суда Московской области восстали против начальства

Газета МК рассказывает о том, что судьи Арбитражного суда Московской области забросали все высшие инстанции письмами о коррупции в собственном же судейском корпусе. Председатель Совета судей РФ Юрий Сидоренко направил их письма в Следственный комитет с просьбой провести проверку и принять меры. Cудьи в одном из обращений пригрозили: в случае если не будут приняты меры, обратятся в Европейский суд по правам человека и расскажут всему миру о системе арбитража в РФ.
Газета отмечает, такого, чтобы российские судьи решили вынести сор не просто из избы, а из целой страны, еще не было никогда. Издание пытается разобраться в причинах неслыханного скандала и рассказывает о действующих лицах.
Председатель Арбитражного суда Московской области Дмитрий Плешков занял должность два года назад, в возрасте 27 лет, без какого бы то ни было судейского стажа. За время его председательствования сменилось больше половины судей. Как они сами уверяют — были вынуждены писать заявление об отставке, поскольку не могли ужиться с новым начальником. Не очень им понравился и зам. председателя 27-летний Сергей Завриев. Издание отмечает, что он тоже, не совсем судья, работал гендиректором редакции журнала «Закон», главредом «Закон-ТВ». Но ему тоже повезло, и на свою должность он был назначен также указом президента. Разумеется, ни Плешкова, ни Завриева лично глава государства не знал. Их, как молодых и перспективных рекомендовал Высший арбитражный суд.
Дмитрий Плешков. Фото сайта "Арбитражный суд Московской области" По информации издания, Плешков и Завриев потребовали, чтобы судьи получали у них (конкретно — у председателя) разрешение на рассмотрение вопросов о принятии обеспечительных мер, а также разрешение на приостановление судебного производства по делу.
Самые «денежные» дела (к примеру по корпоративным спорам и спорам о признании прав собственности) брали под личный контроль опять же председатель или его зам. Как пишут судьи, Завриеву, «не обладающему элементарными навыками судебного законоприменения», Плешков поручил кураторство состава по «золотоносным» подмосковным землям. На практике это, по мнению авторов письма, выглядит так: Завриев мониторит все поступающие дела и проводит приблизительную оценку стоимости земельных и имущественных активов. Потом в дело вступает консалтинговая фирма, работающая на рынке предоставления коммерческих услуг в арбитраже. Она на своем официальном бланке отправляет сторонам предложение об оказании этих самых консалтинговых услуг, стоимость которых оценивается в 10% от суммы иска или имущества, стоящего за ним. Но это не единственная схема.
«Председатель суда, чей оклад не превышает 100 тысяч рублей, встречается с потенциальными клиентами и решает на коммерческой основе судебные споры. Принцип этих встреч весьма прост: в арбитраже Московской области кто больше денег принесет, тот и выиграет», — еще одна цитата из письма. Еще судьи пишут, что подбор новых кадров производится по личному указанию председателя. «Причем для собственной безопасности предпочтение отдается не жителям Московской области, а лицам из дальних регионов и ближнего зарубежья, имеющим спонсоров со своими интересами в Подмосковье». Жалобщики сообщают, что размеры благодарностей за «нужное» судебное решение выражаются в крупных суммах, что за деньги можно даже «примерить саму мантию».
Первые письма на имя Путина и Медведева, датированные еще 11 октября и 7 ноября прошлого года, «спустили на тормозах». Точнее, из аппарата Белого дома и Администрации Президента их направили в Высший арбитражный суд. Там письма признали анонимками, хотя одно из посланий было написано на официальном бланке АСМО, но с подписью «судьи Арбитражного суда Московской области». Под вторым и вовсе стояли подписи конкретных людей — судей в отставке Дегтярь и Смысловой.
— Мы вызвали этих женщин к себе, и те дали расписку, что никакого обращения не писали, — объяснили МК в Высшем арбитражном суде. — Так что и это письмо посчитали анонимкой.
Ну а анонимки не рассматриваются. Круг замкнулся? Никто не попытался ничего проверять, а Дегтярь и Смыслова с тех пор не отвечают на звонки, не выходят на связь с коллегами.
Последнее письмо, написанное в конце марта и разосланное в Высшую квалификационную коллегию судей, в Совет судей, Правительство РФ и пр. инстанции на бланке, но за подписью «группа судей Арбитражного суда Московской области». Авторы говорят о беспрецедентной ситуации, связанной со злоупотреблениями в АСМО и просят срочно вмешаться. Судьи настаивают на том, чтобы к их письму отнеслись серьезно, поскольку, «руководство арбитражного суда встало на путь преступных действий, порочит честное имя рядовых судей и умаляет авторитет всего арбитража». По заверению авторов обращения, ситуация в АСМО за это время только ухудшилась.
«Коммерсанты выстраиваются в очередь перед кабинетами руководства суда, и для принятия «нужного» судебного акта устраивается аукцион... Конкретные судьи получают указания на принятия «нужного» решения в кратчайшие сроки. При этом оказывается давление на судью, создается невыносимая обстановка... Судья Севастьянова неоднократно отказывалась в принятии ею неправосудного решения, за что была переведена в другую судебную коллегию без помощника и секретаря судебного заседания. Другим несговорчивым судьям (Бычкова, Ильченко, Самойлова) было предложено уволиться «по-хорошему».
И еще: «Поражает цинизм, связанный с якобы электронным распределением арбитражных дел каждому судье. Данная обязанность возложена на начальника отдела информатизации суда Борзых. Однако электронный штрих-код на титульном листе искового заявления отсутствует. Направление заказного дела под конкретного судью лежит на плечах руководителя секретариата председателя суда Лещенко, который дает указания Борзых, направить нужное дело на рассмотрение тому или иному судье».
Авторы обращений предупреждают, мол, если их послание не будет рассмотрено всерьез, они будут вынуждены обратиться в Европейский суд по правам человека, приложив соответствующие документы и аудиофайлы. Председатель Совета судей обратился наконец к председателю Следственного комитета Бастрыкину с просьбой во всем разобраться, присовокупив к обращению три письма судей.
— Да, мы отправили на днях такое обращение, — подтвердил помощник председателя Совета судей РФ Павел Захаров. — Но его дальнейшей судьбы не знаем.
С судьями, чьи фамилии фигурируют в письмах, отмечает издание, происходят весьма странные вещи. Их имена, к примеру, даже убрали с сайта АСМО. По рабочему телефону Севастьяновой уверяют, что такой здесь нет. Люди в мантиях из этого суда любых вопросов про руководство ассоциации боятся как огня. Но все надеются, что их суд ждут большие перемены. Намекают, что они возможны с приходом нового главы государства.
— Плешков и Завриев — выдвиженцы председателя Верховного арбитражного суда Антона Иванова, — объясняет один их экспертов «МК». — Тот не раз говорил: «Я им доверяю». По слухам, Иванов и Плешков крепко дружат. Ну а Иванов — однокурсник Медведева. Они учились вместе на юрфаке Санкт-Петербургского университета. С учетом такого расклада никто разбираться с проблемами арбитража не хочет.