Дата
Автор
Юрий Ревич
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В центре Москвы поборолись с киберпреступностью

Присутствовали: депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, вице-президент ICANN, руководители профильных полицейских ведомств, другие официальные лица...

Присутствовали: депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, вице-президент ICANN, руководители профильных полицейских ведомств, другие официальные лица...

В «Экспоцентре» на Красной Пресне открылся Третий российский форум по управлению интернетом (RIGF), посвященный информационной безопасности. Мероприятие проходило на фоне выставки «Связьэкспоком-2012» и отличалось довольно представительным составом участников — от министров и депутатов ГД до вице-президента «главного распорядителя» интернета корпорации ICANN и руководителей профильных полицейских ведомств.

Проблем много, как эффективно бороться — не очень понятно. Начальник Бюро специальных технических мероприятий Управления «К» МВД России Алексей Мошков отметил, что кроме распространения детской порнографии беспокойство внушает, например, рост числа махинаций с кредитными картами и другие финансовые преступления. А есть еще DDoS-атаки, проблемы интеллектуальной собственности…

В приветствии министра связи Игоря Щеголева прозвучала тема разницы в подходе между Россией с ее немногочисленными сторонниками и западными странами: откуда должна исходить инициатива по мерам регулирования сети? Щеголев полагает, что такие вопросы решаются «путем заключения юридически обязывающих международных соглашений». В прошлом году, напомнил министр, по инициативе России, Таджикистана и Узбекистана в ООН был представлен проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности», а в сентябре выдвинута «Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности».

Между тем Джефф Мосс, вице-президент по вопросам безопасности ICANN, считает, что на первый план должно выйти развитие технологий, которое могло бы помочь, в частности, в борьбе с участившимися атаками, а по мнению директора европейского Глобального центра кибербезопасности (GCSEC) Андреа Ригони, ключевую роль в борьбе с киберпреступностью должно сыграть объединение государств и частного бизнеса.

Наталья Каперская, генеральный директор компании «ИнфоВотч», занимающейся информационной безопасностью, также отметила разницу в понимании термина «регулирование». Для нее это в первую очередь принятые и утвержденные правила: «невозможно бороться с киберпреступностью без создания законов, и основа этих законов должна быть выработана на международном уровне», - сказала она. Между тем Джефф Мосс, вице-президент по вопросам безопасности ICANN, считает, что на первый план должно выйти развитие технологий, которое могло бы помочь, в частности, в борьбе с участившимися атаками, а по мнению директора европейского Глобального центра кибербезопасности (GCSEC) Андреа Ригони, ключевую роль в борьбе с киберпреступностью должно сыграть объединение государств и частного бизнеса, которые только вместе смогут дать серьезный отпор хорошо организованным преступлениями в интернете.

Депутат ГД Роберт Шлегель вдруг заявил, что ему необходимы решения, которые носили бы не только рекомендательный характер, а задавали программу действий для всего международного сообщества. Член Совета Федерации Руслан Гаттаров резонно заметил, что хоть Госдума и готова с ходу принять любую запретительную меру, ни один закон, особенно в применении к такой чувствительной среде, как интернет, без публичного обсуждения будет неработоспособен.

Почему-то кажется, что именно в этом моменте и заключена вся изюминка проблемы: это показал американский пример с пресловутыми законами о нарушениях в области интеллектуальной собственности PIPA и SOPA. Их попытались протолкнуть втихую, в том числе и на международном уровне, а теперь получили мощное движение противников, уже даже оформившееся в реальную политическую силу. Но все прекрасно понимают, что в результате публичного обсуждения никогда не будет достигнут результат, приемлемый для бюрократии — хоть нашей, хоть американской. Потому принять международные документы, о которых говорили российские участники RIGF, да еще и сделать так, чтобы они заработали на практике, — это будет очень непростая, если вообще выполнимая задача.