Дата
Автор
Дарья Гладских
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Зачищенные пруды

Баррикады как форма протеста мне были интересны еще в шестнадцать, когда я восхищалась Красным маем 1968 года не столько по "Мечтателям" Бернардо Бертолуччи, сколько по "Les Amants Regulers" Филиппа Гарреля. Позднее, начав заниматься политикой, в идее баррикад я почти разочаровалась, зато стала интересна идея палаточных городков, так называемых "майданов" - к слову, "майдан" - слово арабского происхождения, означающее любую открытую площадь, безотносительно к политике.

Первая попытка установки палаточного городка была в Нижнем Новгороде 10 марта. Нам не дали даже дойти до площади. Я и мои соратники были задержаны и арестованы по статье 19.3 КоАП РФ - "неповиновение законным требованиям сотрудника полиции". Кажется, 17 марта на площади Минина появилась-таки палатка активиста "Другой России" Юрия Староверова и члена оргкомитета "Стратегии-31" Анны Кузнецовой. Палатка была изъята, активисты с запозданием арестованы по 19.3 за 10 марта, под предлогом того, что на площади они скрывались от полиции и суда. На следующий день ставил палатку Глеб Калинычев, затем - Сергей Кузнецов и Богдан Кочин . Попытки продержаться хотя бы ночь пресекались полицией.

В то время я была под арестом. Освободившись, уехала в голодающую Астрахань, там также попала под арест, и когда освободилась и вернулась в Нижний Новгород, на носу уже был Марш Миллионов 6 мая.

На Манежной площади планировался палаточный городок. Он не состоялся. Люди предпочли условно "разрешенную" Болотную площадь условно "неразрешенной" Манежной и угодили в эпицентр побоища с ОМОНом. Здесь мне вспоминается митинг и шествие 4 февраля в Нижнем Новгороде, когда на несанкционированное шествие вышла 1000 человек, и всего несколько десятков подтянулись уже к санкционированному митингу. В Москве же предпочли санкцию, возможно, видя в ней иммунитет от полицейских дубинок и автозаков, и - ошиблись.

Отчасти схожей с непосредственно Маршем Миллионов видится мне ситуация 9 мая, в День Победы. Пара десятков активистов обосновалась в Александровском саду, под стенами Кремля, и пара тысяч - на Чистых прудах. Перемещения отдельных оппозиционеров шли из Александровского сада к Чистым, но не наоборот. Казалось бы - вот вам Кремль, вот вам площадка под лагерь вместо несостоявшейся Манежки. Полагаю, что большинство опять выбрало иллюзорную безопасность.

Из Александровского сада нас выгнали в 22 часа, под предлогом, что "он закрывается", просто выставили за ворота, даже не стали задерживать. Так мы потеряли территориально выгодную площадку у Кремля, пока на Чистых прудах царила атмосфера триумфа и восторгов по поводу спонтанно созданного лагеря. Хештег #ОккупайАбай стал лидером в социальных сетях. Снаружи это казалось утопией, идеальным маленьким государством, однако чем дальше, тем менее лагерь напоминал "Город Солнца" Кампанеллы. То и дело вспыхивали внутренние конфликты. Резонанс начинал спадать, при том, что главным оружием лагеря была именно информация. Без информационных поводов #ОккупайАбай стал бы просто местом тусовки, а-ля Грушинский фестиваль. Спасти ситуацию должен был разгон.

Разгон и состоялся. Под утро 16 мая ОккупайАбай (по решению суда) исчез также спонтанно, как и возник. Стал формироваться новый лагерь на Баррикадной. К данному моменту он тоже разогнан.

Этих событий я уже не застала. Я уехала из Москвы в ночь с 13 на 14 мая, и сейчас слежу за ситуацией через интернет и звонки тем, кто остался в столице.

Как ни цинично, от разгона оппозиция, в общем-то, только выиграла. В течении нескольких дней власть не знала, как бороться с мирным протестом, не нарушающим закон. В итоге (в очередной раз) незаконный шаг сделала сама власть - жестко разогнать мирных граждан с Баррикадной - в соответствии с какой статьей Конституции или КоАП это было сделано? Ни с какой. Решение суда было только по Чистым прудам. Так, информационный повод -превосходный. Вся Россия уже знает. Скоро узнает весь мир.

P.S. Я не знаю, чем закончить эту статью. Я не хочу делать прогнозов. Просто пожелаю всем тем, кого я знаю, и кто остался в Москве, удачи, сил и терпения.