Дата
Автор
Вадим Гасанов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Вадим Гасанов: Удивленные вопросы о грядущей борьбе


Инициатива главы МВД господина Колокольцева о тотальной борьбе с этническими преступными группировками, к сожалению, обречена на полнейший провал. Более того. Озвученная инициатива свидетельствует или о полнейшем непонимании Колокольцевым причин создания и успешной деятельности этнических преступных группировок, или же о его неискренности (то есть понимать-то понимает, но просто вот улавливает настроения общества и бросает ему, обществу, кость).

Начнем с того, что в российском праве нет понятия «этническая преступная группировка».

Соответственно, нет и законодательно закрепленных специфических норм борьбы с ними. Оно и понятно: преступники равноправны перед судом, ОМОНом, СОБРом, следователями и системой исполнения наказаний. И опять же не совсем ясно: банда, сформированная, к примеру, только из русских – это этническая группировка или нет. Если нет, то почему, и каковы ее преимущества в глазах Колокольцева (а он, между прочим, носитель и олицетворение Закона!) перед бандой азербайджанцев, грузин или киргизов? Или, к примеру, банда, состоящая из бурят? Это этническая преступная группировка или нет? Учитывая, что буряты – одна из коренных национальностей в РФ.

Впрочем, это вопросы риторические, тем более, что жизнь сложнее любых схем и даже самых изощренных законов. Дело в том, что с одной стороны, да, потерпевшим (в широком смысле) как-то без разницы, кто совершает преступление. С другой стороны, стоит прислушаться к нормальным честным оперативникам (а они, уверяю всех читающих, есть, несмотря на все реформы МВД и состояние общества). А оперативники знают, что Глеб Жеглов не врал, когда изрекал свою знаменитую фразу: «Правопорядок определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!».

Так вот, чтобы обезвредить ОПГ (неважно какой этнической принадлежности) надо работать на опережение. Знать о том, что в ней творится. Какие планы. Если повезет – то и направить ее деятельность в нужную сторону – как раз в лапы оперов со шпалерами. Иначе говоря: вести оперативную работу, заниматься профилактикой и тд и тп. А это невозможно без своих осведомителей. На осведомителях строится как раз оперативная работа во всем мире. Это азы.

Советские опера могли похвастаться многосложными и многоэтажными комбинациями по внедрению в ОПГ своих людей

с последующим выводом этой ОПГ на преступление, на котором всю ее и вязали. В общем, нормальная работа. Но если в доморощенные банды своих людей внедрять можно, можно приручить или припугнуть кого-то, то с этническими группировками такие штуки не проходят.

Все российские этнические группировки строятся на принципах или родственных связей (клановости) или землячества. Даже просто компатриоту со стороны сложно туда попасть, а уж представителю другого этноса… Нереально вообще. Значит, простая логика диктует простой выход: создавать условия, при которых формирование этнических преступных группировок будет чрезвычайно затруднено. Но тут опять же возникают вопросы.

Прежде всего, ряд ОПГ, не будучи этническими, уже строятся опять же по принципам клановости или землячества. Причем процесс этот начался еще в советские времена, когда тот еще контроль был… Понятно, что вопрос борьбы с этническими ОПГ это не снимает, так как своего дерьма полно, зачем еще и чужое, но опять же с точки зрения обывателя (то есть абсолютного большинства, в интересах которого МВД вообще теоретически существует и живет, причем опять же теоретически на наши деньги)

не имеет значения, из кого эта ОПГ состоит.

В речи Колокольцева никаких указаний на этот счет, увы, не было. И тут мы подходим ко второму вопросу. Более важному. Кому как не генералу Колокольцеву знать, что ОПГ, а уж тем более ОПГ из пришлых, чуждых, не местных элементов, может сформироваться только при определенных условиях. А именно: при благоприятных условиях, созданных местными органами власти, сотрудниками МВД, прокуратуры, судьями. Миграционный фон – это приятный бонус, не более того. Извините, но даже в США итальянская мафия складывалась в условиях полнейшей коррумпированности местных правоохранительных органов и органов власти.

У нас ровно то же самое. И если Колокольцев чисто теоретически может (на самом деле только теоретически и на самом деле не может) навести порядок среди сотрудников, то с остальным – местными властями, прокурорами, судьями, сотрудникам ФМС - он ничего сделать не сможет даже в принципе.

А без работы с ними в одной упряжке все разговоры об эффективной борьбе с ОПГ, неважно какого этноса, останутся лишь разговорами.

Ели мы копнем даже поверхностно любые наиболее громкие скандалы последних лет – Кондопогу, Кущевскую, Сагру – я умышленно пишу лишь о том, что на слуху – то увидим, что местные ОПГ вполне находили общий язык со всеми, от кого зависело моментальное прекращение ее деятельности, причем эти все имели еще и покровителей гораздо выше.

Миграционный фон тоже не подвластен Колокольцеву. Массовая миграция в Россию – это государственная политика, генералу МВД никак не подвластная, и если этот генерал вздумает ей противостоять, то ему придется уйти очень быстро. Много можно говорить о том, что избыток дешевой неквалифицированной рабочей силы тормозит развитие страны, что это вред для экономики, что необоснованный вообще ничем разумным рост мигрантов из ближнего зарубежья порождает социальную, национальную напряженность и создает донельзя благоприятный фон для создания этнических ОПГ – это все просто разговоры, ни к чему не приводящие.

Государство же в лице руководителя ФМС Ромодановского, как мы помним, сравнительно недавно прямо заявило о нежелании решать проблему, более того, господин Ромодановский предложил свалить ответственность со своего ведомства на простых граждан России, продемонстрировав при этом склонность к правовому беспределу и…оставшись после своего спича в своем кресле.

И тут же как-то за рамками остается тот факт, что если опять же чисто теоретически с наплывом украинских, закавказских и среднеазиатских братьев как-то справиться можно законными, неромодановскими методами (в конце концов любое государство вправе решать, кто из иностранцев ему нужен, а кто нет – было б желание), то с проблемой наплыва мигрантов с более чем проблемного Северного Кавказа справиться сложнее на том простом основании, что они граждане РФ, а потому имеют право жить там, где хотят. И тут мы опять возвращаемся к вопросу об условиях формирования ОПГ, в том числе и по этническому признаку: коррумпированность местных властей и правоохранительных органов при слабой законодательной базе на неблагоприятном миграционном фоне. И при этом простая физическая ликвидация одной ОПГ, пусть этнической, приведет лишь к появлению на этом же месте другой ОПГ – пусть даже и из «местных»: условия ж останутся прежними.

При этом настораживает тот факт, что ведомство Колокольцева решило сосредоточиться только на ОПГ «кавказской национальности» (интересно, что они имели там в виду?), о чем говорят «письма счастья» в школы, ставшие достоянием гласности. Правда, говорят эти письма о правовой безграмотности исполнителей-правоохранителей и уверенности в том, что безграмотность, перерастающая в нарушение закона, останется безнаказанной. А ведь именно с такой уверенности и начинается сосуществование мигрантских ОПГ с местными правоохранителями.

Понимает ли все это Колокольцев? Безусловно. Тогда зачем он говорит о совершенно бесперспективных вещах? Надо думать, исключительно из-за того, что хорошо помнит о Манежной площади, из-за того, что прекрасно осведомлен о росте нацистских настроений, расхлебывать последствия коих придется, в том числе, и ему. Борьба же с ОПГ (этническими в том числе) – это кропотливая тщательная слаженная работа по ряду направлений, в том числе и не относящихся к сфере деятельности Колокольцева. То есть госпрограмма. Которой нет.

Вадим Гасанов, простой русский обыватель.