Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Контроль качества

Министр образования Дмитрий Ливанов решил заняться проверкой качества обучения в российских университетах. Намерение в высшей степени похвальное, если учесть, что качество и в самом деле из года в год падает. Иначе и быть не может в условиях той политики, которую проводит возглавляемое Ливановым министерство на протяжении вот уже скольких лет.

По собственному преподавательскому опыту могу сказать, что научить чему-нибудь современных студентов крайне сложно просто потому, что они приходят из школы совершенно неподготовленными. Высшее учебное заведение не может эффективно выполнять свою задачу, если большая часть времени идет на исправление «брака», допущенного в системе среднего образования. А с тех пор, как стал обязательным единый государственный экзамен, положение дел ещё больше усугубилось тем, что подростков систематически отучают от того, чтобы задавать вопросы, думать самостоятельно и осмысливать материал. Тестовая система ЕГЭ ориентирована на тупую зубрежку и только таким способом позволяет достигнуть оптимальных результатов. И беда даже не в том, что теперь студентов первого курса Московского государственного университета для проверки их знаний заставляют писать простенькие диктанты, с которыми они не справляются, и даже не в том, что они не понимают, что пишут, а в том, что они не подозревают о том, что понимание чего-либо вообще от них требуется.

Во время визита в Калининград Ливанов отметил, что студенты и родители жалуются на целый ряд университетов, добавив при этом: «мы должны гарантировать каждому выпускнику школы бюджетное место в вузе, при этом дать ему обучение высокого качества». Эти слова находятся в явном противоречии с другими заявлениями самого же г-на Ливанова, который призывал сократить количество бюджетных мест в вузах. Может быть министр одумался или прислушался к критике? Хотелось бы верить! Но, увы, каждому выпускнику школы бюджетное место всё равно гарантировано не будет, даже если министр откажется от своих планов по сокращению бесплатного образования. Тем более, что всё-таки не каждый выпускник средней школы будет поступать в вуз. Похоже, министр просто оговорился...

Ещё министр отметил «крайне позитивное впечатление», которое произвела на него работа Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Этот вывод ему удалось сделать безо всякой специальной проверки, поскольку подобные вещи, как правило, выявляются не специальными бюрократическими процедурами, а общением с людьми, репутацией того или иного учебного заведения. Что же до министерских проверок, то они как раз могут стать фактором ухудшения ситуации в образовании, ибо будут отвлекать преподавателей и администрацию вузов от их основной деятельности. Бюрократия, как учил ещё великий Макс Вебер, действует всегда формальными методами — проверки сведутся к новым горам отчетности, к мучительному исполнению формальных процедур, сводящих к минимуму неформальное общение преподавателей со студентами.

И всё же немного оптимизма напоследок. Несмотря на все реформы, российское образование всё ещё имеет значительный ресурс. И разрушить это здание, строившееся десятилетиями, не так уж легко. Пока есть студенты, которые хотят учиться, и профессора, готовые и любящие учить молодежь, никакие реформы не смогут нас погубить окончательно.