Дата
Автор
Ника Какобян
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Крымск через 36 часов после наводнения

При въезде в город со стороны Славянска-на-Кубани следы затопления на первый взгляд не так очевидны, в отличие от разрушений. Два парня, местные, снимают на телефон разбитые витрины магазинов, проходя мимо, повторяют несколько раз: "Смыло город, города больше нет". Указывают рукой прямо и направо, за реку, говорят: "Идите туда, все сами поймете". Пока Никита общается с разгребающими завалы в магазинах возле рынка людьми, мы (я и моя мама, это она привезла нас сюда) оглядываемся, привыкаем, всматриваемся и фиксируем в памяти, непроизвольно, просто так получается. В этом районе уже открыты некоторые продуктовые магазины, мимо постоянно проходят люди с 5-литровыми бутылками воды. Это два часа дня, от испаряющейся воды под палящем солнцем в городе невыносимо жарко, прячемся в тени остановки.

Неожиданно буквально врывающийся на тротуар джип резко тормозит. Из джипа выходит мужчина, который, кажется, вообще не знает, что в городе что-то произошло. Женщина, которую чуть не задевает бампером, ругается, начинается быстрая перепалка, обмен взаимными претензиями, мужчина не хочет извиняться, женщина почти срывается на крик: "Ничего человеческого не осталось!" — претензия, брошенная, кажется, не этому конкретному мужчине, а будто сразу всему миру. Понятно, что она о произошедшем знает гораздо больше водителя. Просто один из эпизодов. Далее — фотографии и короткая видеозапись в конце. Нельзя сказать, что по этим материалам можно составить полное представление о состоянии Крымска на день 8-го июля, когда они были сделаны. Внутреннее состояние домов и дворов не фотографировала, было просто неудобно, поэтому выкладываю то, что есть.



Таких автомобилей в Крымске достаточно много, но больше просто перевернутых.



Слева — ряд магазинов, вернее, то, что ими когда-то было. Люди разгребают остатки товаров, просто чтобы расчистить место, здесь вряд ли что-то подлежит восстановлению и приведению в нормальный вид. Справа — автомобиль со знаком "инвалид", без комментариев.


Где-то вода стоит еще очень высоко, где-то совсем сухо, а где-то приблизительно как здесь, можно сказать, что это средний уровень (напоминаю: фотографии сделаны 8 июля).














После того как в Геленджике нескольких по очереди наступивших в одну и ту же лужу человек убило током, увидеть такой провод в воде — достаточно неприятно, но в городе нет электричества, потому что если бы... впрочем, об этом даже подумать страшно.






На стадионе уровень воды, может быть, самый высокий из того, что мы видели в городе. Был еще район, где воды приблизительно до середины голени. Женщина там долго благодарила нас за помощь, не могла поверить, что мы приехали просто так, в конце разговора после слов "А завтра похороны" заплакала.




На самом деле, ничто не сравнится с потерей близких, но то, что люди потеряли основной источник заработка, свой бизнес, который строили, может быть, всю жизнь, факт. Вот, например, то, что осталось от салона красоты.



Неподалеку от волонтерского пункта раздачи, здесь все чуть-чуть спокойнее, люди знают, что им помогают. Есть районы, в которых даже не представляют, что в городе есть жизнь, можно взять одежду и еду — просто боятся отходить от своих домов.




Помимо автомобилей, в городе много поваленных столбов, перевернутых будок, киосков, уничтоженных остановок, в многоэтажных домах разбиты стекла, в магазинах — витрины. Справа на фото — люди очищают мебель от толстого слоя грязи, уровень которой на земле местами доходит до щиколотки.



А это ребята, если не ошибаюсь, из соседнего Славянска-на-Кубани, собрались и приехали на следующей же день после трагедии. Здесь раздают воду, еду, вещи, можно зарядить телефон или воспользоваться электрическим чайником. К сожалению, до этого, наверное, первого волонтерского пункта добраться могли не все, но они в любом случае к наиболее затопленным районам были ближе, чем штаб в кинотеатре "Русь".









По мусору, застрявшему в заборах и деревьях, можно сделать вывод об уровне воды.