Покушение на муфтия в Татарстане — религия или бизнес?
Фото: ИТАР-ТАСС По делу о покушении на муфтия Татарстана и убийстве его заместителя задержаны пять человек. По словам официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина, это председатель совета директоров компании "Идель Хадж" 57-летний Рустем Гатауллин, руководитель прихода "Вакф", житель Казани, 39-летний Мурат Галлеев, житель Высокогорского района республики, 41-летний Айрат Шакиров и житель Лаишевского района республики, 31-летний Азат Гайнутдинов. Позже в пятницу стало известно, что также задержан гражданин Узбекистана, 36-летний Абдуназим Атабоев.
Изначально следствие заявляло, что рассматривает среди версий покушения профессиональную деятельность лидеров Духовного управления мусульман Татарстана. Наблюдатели говорили, что муфтий и его зам выступали за запрет ваххабизма в России, за что, возможно, стали целью северокавказского бандподполья. Однако в пятницу следователи заявили, что покушение, скорее всего, связано с бизнесом по организации паломнических поездок в Мекку и Медину.
Мнения блогеров на этот счет тоже различны.
Эдуард Лимонов, политик
Давно ясно, что татарский ислам, скорее, спокойный, живущий с русскими бок о бок столетиями, раздражен вторжением неспокойного, кипящего кавказского ислама. Татары давно бурчат зло по этому поводу.
Но до сих пор обе стороны оставались в пределах легальной внутрирелигиозной борьбы за влияние. Нападение на муфтия в Казани и убийство ближайшего сподвижника муфтия — это переход борьбы за влияние в горячую межисламскую войну в Поволжье. До этого такая война шла на Кавказе, там убийство муфтия уже не редкость давным-давно. А теперь вот Поволжье.
Хреново. Не только потому что убийство, да еще священнослужителя, но еще и потому что влияние воинственного кавказского ислама растет, его территориальные завоевания несомненны, пока русские зевают, а православие стараниями РПЦ дряхлеет и выглядит все более непривлекательно, Поволжье исподволь окрашивается в густо-зеленый цвет.
Егор Провирнин, блогер
И Файзов, и Якупов принадлежали к лояльному России исламскому духовенству, жестко выступая против ваххабизма и прочего радикализма, и это двойное покушение — очевидная попытка радикальных исламистов с Кавказа расширить свое влияние на мирное со времен Ивана Грозного Поволжье, выведя татарских мусульман из мирного государственного ислама в увлекательный мир бесконечной террористической войны (в котором Кавказ, несмотря на путинскую "стабильность", живет последние 12 лет).
Иначе говоря, пока либералы орут, что РПЦ хочет устроить в России "православный Иран", а РПЦ орет, что против нее всемирный либеральномасонский заговор, суровые бородатые мужчины в повязках с арабской вязью методично вырезают лояльное России исламское духовенство.
Андрей Кураев, диакон
У нас были дружественные отношения. Это был умный и добрый человек. Россия стала беднее...
Дамир-хазрат Мухетдинов, член Общественной палаты, 1-й заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России
Муфтий Татарстана Илдус Файзов и заместитель муфтия Валиулла Якупов вели искреннюю борьбу с радикалами. Но здесь важны не только желания, но и ювелирный профессионализм, умение достигать цели, объединив все силы. К сожалению, этот курс не был выбран. Татары говорят, что отделившегося съест волк. Так и произошло.
Алексей Златкин, юрист
Теракт в Казани по всем федеральным СМИ расценен как акт накала противостояния ваххабитских радикальных мусульманских кругов и консервативно-умеренных. Сам муфтий Ильдус Файзов описан как непримиримый борец с данными радикальными течениями в своей общине. И который, именно в связи с этими противоречиями, снимал и назначал имамов мечетей. (...)
Что же я сам слышал от одного представителя казанской мусульманской общины. Так вот, те оценки и характер произошедшего, которые он мне преподнес с ссылкой на упорные мнения и слухи среди этих людей, совсем иные. Сам Ильдус Файзов оценивается не как борец за чистоту ислама, а как куратор распределения денежных средств внутри религиозной структуры. И не избранный по обычаям, а назначенный ставленник, отражающий интересы правящих структур в Татарстане, которые стараются иметь такое же влияние на внутриобщинные религиозные связи, как правящие круги России на РПЦ.
Его же заместитель Валиулла Якупов оценивается именно как справедливый сторонник развития религиозных отношений в чистоте заповедей Корана, а не материально-клановой специфики, отражающей интересы влияния правящих кругов. В преподносимый характер произошедших событий никто из основной массы посещающей общины не верит. А прямо говорят об инсценировки с целью устранить именно Валиуллу Якупова.
Максел, житель Казани
Накануне в электронных СМИ было опубликовано письмо, в котором муфтий обвинялся в создании "собственного бизнеса на Хадже". По информации "Независимой газеты", у Файзова возник конфликт с компанией "Идель-Хадж" и ее клиентами. Главный муфтий Татарстана лишил компанию монополии распределения квот на Хадж, тем самым перераспределив финансовые потоки (как вы думаете, в чью пользу?).
Недавно стало известно о еще одном способе дохода муфтията: плата за фидью — искупление за каждый пропущенный день поста для тех, кто по каким-либо причинам не может поститься. В этом году денежный эквивалент фидьи составляет 100-300 рублей, сумма, якобы необходимая для того, чтобы накормить одного нуждающегося. (…)
В свете нашумевших скандалов с сомнительными доходами РПЦ, в частности, в храме Христа Спасителя, нетрудно спроецировать возможность аналогичных действий и в отношении руководства православной церкви. Единственное отличие: патриарха РПЦ защищает от аналогичной судьбы только то, что он постоянно находится под охраной, перемещается по городу с кортежем сопровождения; не будь всего этого, кто знает, что могло бы быть. Ведь события в Казани происходили на фоне начавшихся масштабных антитеррористических учений, что отнюдь не помешало осуществить подрыв неохраняемого автомобиля и расстрел "среди бела дня".
Глеб Постнов, корреспондент "Новой газеты" в Казани
В социальных сетях татарские националисты призывают молодых людей подражать сверстникам из Чечни и Дагестана в стиле одежды и вызывающих манерах поведения, дабы произвести устрашающий эффект на окружающих, в первую очередь на русских сограждан. Парни в футболках с кричащими подписями "Я татар" или "100% татарин" фотографируются подобно северокавказским боевикам, с поднятыми вверх указательными пальцами (символ единобожия). Некоторые даже неумело пытаются сплясать на казанских улицах лезгинку. При этом центром "кавказизации" татарских мусульман стала отнюдь не Казань, а города татарского Закамья, где традиционно сильны позиции религиозных экстремистов.
Олег Шеин, депутат Госдумы
Вчерашнее покушение на муфтия Татарстана и убийство его заместителя начинают объяснять коммерческими причинами. Действительно, вокруг хаджа много коммерческих конфликтов, так как поехать может не каждый, есть квоты, и стоимость довольно высока. Я поначалу тоже не исключил причастности "Идель Хаджа", но мои товарищи развеяли это мнение. Как они рассказали мне, "Идель Хадж" организовывал поездку за 90 тысяч рублей, сменившие их фирмы — за 120 тысяч. Это положительно характеризует "Идель Хадж".
Кроме того, сейчас не 90-е годы и из-за такого рода споров вряд ли будут идти на громкое политическое убийство. Так вот версия с ваххабитами заслуживает большего внимания.
Моисей Каменецкий, блогер
Сначала покусились на святое — на квартиру и "брегет" патриарха, затем Pussy Riot посягнули на самое святое — "Богородица Путина прогони", заодно попытались "обесценить церковные традиции и догматы", "принизить внутренние убеждения верующих граждан", "недвусмысленно выразили ненависть к христианству" и "посягнули на самобытность религии". Цитата из обвинительного заключения. Не иначе как девчонок на костер!
А теперь еще покусились на финансовые операции Муфтия Татарстана: "СК подтвердил, что попытка убить муфтия Файзова может быть связана с тем, что он взял под контроль финансирование хаджа".
Не иначе как нам готовят очередную консолидацию всех здоровых сил общества вокруг нацлидера для защиты моральных ценностей и нравственных устоев представителей всех традиционных конфессий. И соответственно, ужесточение законов и ограничение прав. В целях нашей же безопасности!