Человеческие отходы
Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Алиса Иваницкая 248 человеческих эмбрионов в четырех 50-литровых бочках были обнаружены в лесу под Екатеринбургом. Зародыши были обработаны формальдегидом, к ним были прикреплены бирки с указанием фамилий и цифрами — возможно, номерами палат, в которых лежали женщины, на бирках сохранилось по меньшей мере названия четырех медучреждений. Предполагается, что эмбрионы будут утилизированы после патологоанатомического исследования в морге Невьянска.
Расследованием причин инцидента занимается полиция, привлечены сотрудники регионального минздрава. В состав комиссии могут войти и эксперты Роспотребнадзора, контролирующего захоронение опасных отходов. Медучреждения Екатеринбурга с гинекологическими и родильными отделениями обязали предоставить отчетность об утилизации отходов за последние несколько лет. В качестве основной версии рассматривается недобросовестность подрядчика ответственного за утилизацию.
PublicPost разбирался в вопросах утилизации человеческого материала.
Согласно нормам СанПиН, патологоанатомические отходы и органические операционные отходы (органы и ткани) относятся к группе инфицированных и потенциально-инфицированных отходов "класса Б". "Этот вид отходов идет на сжигание, — объяснила PublicPost специалист Управления отходами Елена Усачева. — Сами мы, как и подобные нам организации, предоставляем лишь услуги по сбору (патологоанатомический материал упаковывается в желтые полиэтиленовые пакеты) и транспортировке подобных отходов. Непосредственно утилизацией занимаются крематории, куда мы отвозим контейнеры". В Екатеринбургском крематории подтвердили наличие услуги по "термическому обезвреживанию биологического материала" и заверили, что все строго документируется.
"Медицинские учреждения не занимаются утилизацией абортных материалов самостоятельно, а прибегают к услугам посредников, — рассказали PublicPost в одном из медицинских центров Екатеринбурга, специализирующемся на прерывании беременности на ранних сроках. — Для утилизации нужна лицензия, которая есть у подрядных организаций".
Ряд СМИ высказали предположение, что эмбрионы в екатеринбургском лесу могли быть остаточным материалом каких-либо научных экспериментов.
"Эмбриональный материал — источник для разных биопрепаратов из-за большого количества биологически активных веществ, — рассказал PublicPost руководитель лаборатории эмбриофизиологии Института биологии развития РАН Юрий Шмуклер. — Но, конечно, эмбрионами в первую очередь интересуются как материалом для выделения стволовых клеток".
Впрочем, в терапевтической практике и научных исследованиях гораздо чаще используются не эмбриональные, а так называемые мезенхимальные стволовые клетки, которые получаются из костного мозга уже взрослого донора. "Конечно, эмбриональные стволовые клетки привлекательны тем, что из них можно вырастить любой тип ткани, — считает биотехнолог "Анкор-био" Борис Климович, — но мезенхимальные все-таки гораздо перспективнее, с одной стороны, из этических соображений, с другой — из соображений безопасности. Стволовые клетки нужны для лечения, и безопаснее взять клетки больного человека и заставить их дифференцироваться в нужном направлении, тогда автоматически избегается риск отторжения тканей, нежели вживлять инородный генетический материал, к тому же очень активный, который, к примеру, может в опухоль мутировать". По словам специалиста, в отличие от клонирования, на которое в России с 2005 года действует мораторий, опыты с эмбрионами российским законодательством пока не регламентированы: "Только сейчас разрабатывается закон, который как-то будет регулировать эксперименты с эмбрионами, полученными из абортативного материала и путем экстракорпорального оплодотворения (искусственное оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом в пробирке — PublicPost)".
"Научное применение эмбрионов чрезвычайно широко, — рассказал PublicPost специалист в области гистологии, который попросил не называть его имени. — Можно изучать процессы развития организма, можно использовать для забора различных веществ, можно получить культуру клеток и использовать ее для тестирования фармацевтических препаратов или, напротив, вирусов. Не будешь же на людях экспериментировать? Но все это, если материал свежий. Если же, как утверждается, эмбрионы были в формальдегиде или в каком-то фиксирующем материале, а он сам по себе дорогой (дешевле сжечь, чем им заливать), можно предположить, что его собирались контрабандным способом вывезти за рубеж и там продать для изготовления гистологических препаратов для обучения студентов: целый плод в банке, распилить на срезы, разделить на органы. Хрящи в зафиксированном состоянии можно использовать и для пересадки, хотя свежеприготовленный материал предпочтительнее". Не исключил гистолог и криминальный аборт на поздних сроках: "Могли втихаря прерывать беременность, описывая, что был выкидыш, но зачем тогда бирки вешать?".