Дата
Автор
Равиль Баширов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Граждане хуже гастарбайтеров?

24 июля граждане Таджикистана, живущие в Петербурге, провели митинг на Гостином дворе. Выйти на площадь их заставили события на далёкой родине – очередной всплеск гражданской войны, затихшей, но неоконченной. По сообщениям СМИ таджики выражали своё беспокойство с помощью плакатов «Мы за мир на таджикской земле!» и «Прекратите военные действия против своего народа!». Через несколько минут к митингующим гастарбайтерам подошли сотрудники полиции и потребовали прекратить «одновременное массовое присутствие граждан». Однако те якобы уговорили полицейских дать им закончить акцию и после мирно разойтись. Впрочем, в ГУ МВД по Санкт-Петербургу объясняют неожиданную гуманность своих подчинённых тем, что таджики ни на йоту не нарушили требования обновленного закона о митингах и разошлись сразу же после объявления о недопустимости их действий.

По собственному опыту знаю, что обычно после такого предупреждения происходит массовое задержание наиболее активных участников митинга, а зачастую также и всех, кто подвернётся под руку. Перед всякими «хорьками» господа полицейские не представляются, права не зачитывают, объяснений причины задержания не дают. Но, видимо, тут особый случай: в законе сказано «граждане», а гастарбайтеры – не граждане, а иностранцы, им, стало быть, можно, на них действие ФЗ № 54 не распространяется.

В общем, поведение полицейских и последовавшее объяснение Главка мне кажется подозрительно неестественным, вынужденным. Гуманность и сочувствие не являются отличительными чертами российских копов. Скорее наоборот, они им чужды. Как и чуждо понимание разницы между буквой и духом закона. Тем более, когда представляется отличная возможность за раз выполнить чуть ли месячный план работы: задержать 20-30 нарушителей закона о митингах, проверить легальность их нахождения в РФ, а заодно и содержимое их кошельков и карманов. Ясно, что судьба митингующих гастарбайтеров была бы более печальной, выйди они на площадь с лозунгами, направленными против действующей власти РФ или же хоть как то касающимися событий в России. Российские держиморды надрессированы на пресечение любого проявления гражданской самостоятельности и инакомыслия.

Плакат «За мир в Таджикистане» способен вызвать сбой в программе, замешательство и непонимание – с этим бороться не учили. А если есть непонимание, появляется и боязнь, почти инстинктивное желание не трогать, обойти стороной. С мигрантами, с диаспорами и землячествами сотрудники органов предпочитают не связываться, на противоправное поведение с их стороны реагируют вяло и не охотно. В Петербурге мигранты становятся массовой силой, в том числе и в криминальной сфере. Их доля в криминальной статистике постоянно растёт, и когда это количество перейдёт в качество, т.е. с уровня разборок и массовых драк водителей маршруток и рыночных торговцев на уровень серьёзных банд и ОПГ, – только вопрос времени. Поэтому я скорее поверю, что 24 июля полицейские не пожалели и поняли боль таджиков за родной Горный Бадахшан, а пришли в замешательство и побоялись бурной неадекватной реакции участников акции: сплочённые таджики это вам не студенты и хипстеры.

Для нас в этом курьёзном событии важно другое, а именно место действия: Гостиный двор. Не какая либо иная площадь или улица, а именно место, где уже 2,5 года происходит битва за Свободу и свободы. Мне интересно, чем руководствовались таджики, выбирая место для митинга? Что сподвигло их выйти именно на Гостинку? Может строчка в интернете? Стикер-наклейка в метро? Наши листовки, которые дворники-гастарбайтеры обязаны ежедневно сдирать с фонарных столбов и водосточных труб? Граффити, которые их заставляют закрашивать? Народная молва? Постоянное видение нашего противостояния с полицией за выполнение хотя бы одной статьи Конституции на этой площади Свободы?

Справедливости ради замечу, что может быть власти сами виноваты в неожиданном всплеске гражданской активности тех, от кого мы её совсем не ждём. Ни для кого не секрет, что мигранты не только дешёвая рабочая сила, но и дешёвая массовка для «путингов». Фотографии выходцев из Средней Азии и Кавказа с символикой «Единой России» и плакатами в поддержку Владимира Путина широко тиражировались в медиа-пространстве в феврале-марте этого года. Движение "Таджикских трудовых мигрантов" тоже засветилось на этой волне. Вполне возможно именно на таких мероприятиях питерские таджики и научились митинговать.

Но очевидно то, что планомерный труд организаторов и участников Стратегии-31 в Петербурге даёт свои плоды: идея о том, что Гостинка – именно то место, куда нужно выходить на протест, постепенно находит понимание среди населения и даже самых, казалось бы, тёмных и не грамотных слоёв. Именно этого мы и хотели, чтобы все граждане (и, как оказалось, не граждане) знали и действовали: если есть в государстве то, с чем ты не согласен, о чём ты молчать не можешь, ты имеешь право прийти, высказать своё мнение и быть услышанным.

Митингующие таджики – это только симптом, яркий и курьёзный пример. Более серьёзным подтверждением является то, что и стихийные, никем не организованные волнения, вызванные фальсификациями на выборах 4 декабря, начались в Петербурге там же – Гостинка бурлила рассерженными горожанами с 5 по 8 декабря. Остальное: Пионерская, Исаакиевская, Конюшенная – по нисходящей – всё было после. И теперь после того как нужно признать и констатировать поражение несостоявшейся буржуазно-демократической (по своему характеру) политической (по своим целям и задачам) революции (хронологически обозначим её так: 04.12.2011 -06.05.2012), Стратегия-31 снова становится актуальной и своевременной. Снова Триумфальная площадь в Москве, снова Гостиный двор в Петербурге. Для тех, кто не желает мириться с поражением, для тех, кто готов продолжать отстаивать свои убеждения всё ещё в русле политического ненасильственного сопротивления.

Для тех, в ком, в конце концов, бунтует сама мысль «а чем граждане хуже гастарбайтеров?»

Место встречи изменить нельзя. 31 июля. 18.00. Площадь Свободы.