Дата
Автор
Ольга Бакушинская
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Последнее слово Pussy Riot: трансляция

Фото: ИТАР-ТАСС

В среду, 8 августа, Хамовнический суд Москвы продолжил слушания по существу уголовного дела участниц панк-группы Pussy Riot — Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, которые обвиняются в хулиганстве после акции в храме Христа Спасителя. Подсудимым предоставили возможность выступить с последним словом.

14.17 Николай Полозов ‏@Moscow_advokat Теперь с уверенностью можно констатировать тот факт, что, вне зависимости от приговора, дело #PussyRiot мы выиграли, мы победили!

14.16 Марк Фейгин ‏@mark_feygin Итак, всемирная акция FREE PUSSY RIOT пройдет 17 августа в 14.00 по московскому времени. Это мирная ненасильственная акция солидарности.

14.14 Ульяна Малашенко ‏@U_Malashenko У Хамовнического суда скандируют "Свободу!". Девушек сажают в конвойный транспорт.

13.50 Roman Pereverzev ‏@RomanPomych Ждем выхода Pussy Riot.

13.39 Ульяна Малашенко ‏@U_Malashenko У Хамсуда уже трое задержанных: девушка в балаклаве и два активиста, вступившие в полемику.

13.22 Ульяна Малашенко ‏@U_Malashenko Задержали девушку в балаклаве. Народ скандирует: "Молодцы! Позор! Свободу!".

13.20 Евгений Нателашвили, PublicPost У суда задержали девушку в балаклаве:

13.12 Евгений Нателашвили, PublicPost Марк Фейгин снова рассказал о готовящейся международной акции в поддержку Pussy Riot и призвал всех к ней присоединиться. Дата будет объявлена позже.

13.11 Евгений Нателашвили, PublicPost "Вне зависимости от приговора и от исхода суда, могу констировать одно — мы победим", — говорит адвокат Николай Полозов.

13.10 Евгений Нателашвили, PublicPost "Нам каждый день приходят сотни, тысячи писем поддержки. Если вынесут приговор, который не будет оправдательным, люди обещают выйти на улицы", — говорит адвокат Виолетта Волкова.

13.09 Евгений Нателашвили, PublicPost Девушек Pussy Riot вывели из зала суда. Не попавшие на заседание журналисты проводили их аплодисментами. На улицу вышли адвокаты, их также встретили бурными овациями. "Они чувствуют международную поддержку, это подбадривает. Они благодарны всем поддерживающим их православным. Судья Сырова взяла перерыв до 17 августа. Видимо, для того, чтобы согласовать свое решение с властью", — сказал Марк Фейгин.

13.01 PublicPost Приговор Pussy Riot огласят 17 августа в 15.00.

13.00 Дмитрий Гудков ‏@gudkovd Охренеть. Меня пока не пускают в зал суда.

13.00 Евгений Нателашвили, PublicPost Дмитрий Гудков пришел в Хамовнический суд. Правая нога — в гипсе, он на костылях, но пытается пройти в зал.

12.58 PublicPost Слово Екатерине Самуцевич: "На последнем слове от подсудимого обычно ждут либо раскаяния, либо сожаления о содеянном, либо перечисления смягчающих обстоятельств. В моем случае, как и в случае моих коллег по группе, это совершенно не нужно. Вместо этого я хочу высказать свои соображения по поводу произошедшего с нами.

То, что храм Христа Спасителя стал значимым символом политической стратегии наших властей, многим думающим людям стало понятно еще с приходом на руководящий пост в РПЦ бывшего коллеги Владимира Путина — Кирилла Гундяева, после чего храм Христа Спасителя стал использоваться в качестве яркого интерьера для политики силовых спецслужб, являющихся основным источником власти.

Для чего Путину вообще понадобилось использовать православную религию, ее эстетику? ...Возможно, что жесткая и неудачная политика правительства Путина, инцидент с подводной лодкой "Курск", взрывы мирных граждан и другие неприятные моменты в его политической карьере заставили задуматься о том, что ему уже давно пора взять самоотвод, иначе в этом ему помогут граждане России. Видимо, именно тогда ему понадобились более убедительные — трансцендентные — гарантии власти. Здесь и возникла потребности использовать эстетику православной религии, исторически связанную с имперскими временами России, где власть шла не от таких земных проявлений, как демократические выборы и гражданское общество, а от Бога. Власти решили апроприировать исторический эффект утраты и представить свой новый политический проект по "восстановлению утраченных духовных ценностей России", имеющий весьма отдаленное отношение к искренней заботе о сохранении истории и культуры православия.

Достаточно логично, что РПЦ, давно имеющая мистические связи с властью, явилась главным медийным исполнителем этого проекта. При этом было решено, что РПЦ... должна также противостоять всем пагубным проявлениям современной массовой культуры с ее концепцией разнообразия и толерантности. Для реализации этого проекта потребовалось немалое количество профессионального оборудования, эфирного времени на центральных каналах для прямых многочасовых трансляций... Стройные речи патриарха должны были помочь верующим сделать правильный выбор в тяжелые для Путина предвыборные времена.

Наше внезапное музыкальное появление в храме Христа Спасителя с песней "Богородица, Путина прогони" нарушило цельность этого так долго создаваемого медийного образа, выявило его ложность. В нашем выступлении мы осмелились без благословения патриарха совместить визуальный образ православной культуры и культуры протеста, наведя умных людей на мысль о том, что православная культура... может оказаться и на стороне гражданского бунта и протестных настроений в России.

Возможно, такой неприятный масштабный эффект от нашего медийного вторжения в храм стал неожиданностью для властей. Сначала они попытались представить наше выступление как выходку бездушных воинствующих атеисток, но сильно промахнулись, так как к этому времени мы уже были известны как антипутинская панк-феминистская группа, осуществляющая свои медийные набеги на главные политические символы страны.

С одной стороны, мы ожидаем обвинительный приговор — против судебной машины мы проиграли. С другой стороны, мы победили: весь мир видит, что дело сфабриковано. Система не может скрыть репрессивный характер процесса... Все обещанные Путиным шаги на пути к правовому государству, очевидно, так и не были сделаны. А его заявление о том, что суд по нашему делу будет справедливым, является очередным обманом всей страны и мирового сообщества".

12.55 Марк Фейгин ‏@mark_feygin АНОНС! Послушав последнее слово Толоконниковой, Алехиной, Самуцевич, судья Сырова дала 7... А чо?

12.39 Николай Полозов ‏@Moscow_advokat Могут ли те, кто называл #PussyRiot "дурочками", связно выразить хотя бы десятую часть того, что сказала Надя Толоконникова?

12.36 PublicPost Слово Марии Алехиной: "Наша мотивация... хорошо выражена словами Евангелия: "Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". Мы верим, что нам отворят. "Несчастна страна, где простая честность воспринимается в лучшем случае как героизм, в худшем — как психическое расстройство", — писал советский диссидент Буковский... Я считаю, что мы обвиняемы беспамятными людьми.

..."Они говорили: хотим побить тебя камнями за богохульство" (Иоанн, 10.33). Интересно, что именно этот стих использует Русская православная церковь для выражения своего взгляда на богохульство. Это мнение заверено на бумаге и приложено к нашему уголовному делу. РПЦ ссылается на Евангелие как на статичную религиозную истину. Под Евангелием уже не понимается откровение, каким оно было с самого начала... Его можно разодрать на цитаты и засунуть в любой документ, использовать для любых целей... Религиозная истина не должна быть статичной... Эти вещи осмысляются в искусстве и в философии, в том числе в современном искусстве.

Художественная ситуация может и должна содержать в себе внутренний конфликт. И меня очень сильно раздражает "так называемость" применительно к современному искусству. Я хочу напомнить, что во время суда над поэтом Бродским использовалось ровно то же самое — его стихи обозначались как "так называемые стихи", а свидетели их не читали — как и часть наших свидетелей не были очевидцами произошедшего, но видели в интернете клип.

Наши извинения, видимо, тоже обозначаются в собирательной обвиняющей голове как "так называемые". Хотя это оскорбительно и наносит мне моральный вред и душевную травму. Потому что наши извинения были искренними. Мне так жаль, что произнесено было такое количество слов, и вы до сих пор этого не поняли — или вы лукавите, говоря о наших извинениях как неискренних. Я не понимаю, что вам еще нужно услышать! Для меня лишь этот процесс имеет статус "так называемого".

Я вас не боюсь. Я не боюсь лжи и фикции плохо задекорированного обмана в приговоре так называемого "суда". Потому что вы можете лишить меня только так называемой "свободы". Только такая существует в Российской Федерации. А моей внутренней свободы никому не отнять. Она живет в слове, она будет жить благодаря гласности... Эта свобода уже продолжается с каждым неравнодушным человеком, который слышит нас в этой стране. Именно честность и гласность, жажда правды сделают всех нас немного свободнее. Мы это увидим".

12.35 PublicPost Присутствующие в суде аплодируют Толоконниковой. "Уважаемая публика, мы не в театре находимся!" — резко говорит судья.

12.35 PublicPost Надежда Толоконникова: "Напоследок я процитирую песни группы Pussy Riot. Они оказались пророческими. Вот: "Глава КГБ, их главный святой, ведет протестующих в СИЗО под конвоем". Это о нас. Слушайте: "Откройте все двери, снимите погоны, почувствуйте с нами запах свободы".

12.30 PublicPost Надежда Толоконникова: Христианство, как я его поняла, изучая Ветхий и Новый Завет, поддерживает поиск истины. Христос не зря был с блудницами. Он говорил, что Он с теми, кто оступается и что Он прощает их. Но на процессе этого нет. Мне кажется, сторона обвинения попирает христианство. Мне кажется, какие-то высшие силы направляют речи адвокатов противной стороны, когда они ошибаются и говорят про нас "потерпевшие".

Я бы не стала вешать ярлыки. Нам нужно найти контакт, диалог и совместно стремиться к поискам истины, правды, а не вешать ярлыки. Весь процесс нас отказываются слышать, то есть нас не воспринимают. Адвокат Павлова (Лариса Павлова, представляющая интересы потерпевших, — прим.ред.) постоянно пытается упрекнуть нас в недостатке образования, но главное — это стремление знать и понимать, это то, что человек может получить сам, вне учебного заведения. Человек может обладать огромным количеством знаний, но не быть при этом человеком...

Мы здесь — лишь декорации, тела, доставленные в зал суда... Нарушение состязательности сторон налицо. Мы протянули руку людям, которые считают нас своими врагами, а они в эту руку плюнули.

Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, гонимы. Я, как Солженицын, верю в то, что слово разрушит бетон. Я, Катя и Маша сидим в тюрьме, в клетке, но я не считаю, что мы потерпели поражение. Как и диссиденты, находясь в тюрьмах и психушках, выносили приговор режиму.

Надо слишком высоко ставить свои предположения, чтобы из-за них подвергать сожжению живых людей. Доказательств вины Pussy Riot нет. Выдержки из интервью приводить не решаются. Спасибо Медведеву за замечательный афоризм. Если его срок шел под лозунгом "Свобода лучше, чем несвобода", путинский может идти под лозунгом "Тюрьма лучше, чем побивание камнями".

12.29 Рустем Адагамов ‏@adagamov У здания Хамсуда:

12.23 Марк Фейгин ‏@mark_feygin Мы планируем проведение всемирной акции FREE PUSSY RIOT. Возможно, в самые ближайшие дни мы учредим международный оргкомитет.

12.20 PublicPost Последнее слово дают Надежде Толоконниковой: "По большому счету, процесс идет не над тремя вокалистками Pussy Riot, а над всей судебной системой России. Судебный процесс приближается к стандартам сталинских "троек"...

В том, что произошло выступление в храме Христа Спасителя и последующий процесс, виновата авторитарная система... Это подавление базовых прав человека, его гражданских и политических свобод. Мы искали настоящей искренности и простоты — и нашли их в панк-выступлениях. Никакой напускной благопристойности... Первые лица государства стоят в храме с правильными лицами, но лукавят и грешат куда больше нашего...

Нам от одного российского воздуха больно. Нас не устраивает вынужденная гражданская пассивность большей части населения, нас раздражает скандально низкая слабость горизонтальных связей внутри общества. Все больше и больше людей верят в нас и считают, что нам не место за решеткой... Многие говорят, что наш политический жест был правильным, что мы раскрыли язвы этой системы, разворошили осиное гнездо, которое потом кинулось на нас.

С каждым днем люди все больше и больше понимают, что если политическая система ополчилась на трех девочек, которые в течение 30 секунд выступили в храме Христа Спасителя, это значит, что она их боится... Люди чувствуют правду, пути правды всегда торжествуют в итоге над путями коварства и лжи. Мы свободнее, чем все эти люди, которые сидят напротив нас на стороне обвинения, потому что мы можем говорить все, что хотим... А у них зашиты рты, и они здесь просто куклы. Мы надеемся, что они в результате пойдут по пути правды и искренности. Мы тут видим сторону людей, которые пытаются найти правду, и сторону тех, кто хочет закрепостить истину".

12.19 Andrey Kozenko ‏@akozenko Толоконникова на последнем слове — круче Мартина Лютера Кинга выступает. Это что-то.

12.19 Николай Полозов ‏@Moscow_advokat Из новостей создается впечатление, что Лебедева собираются выпустить только для того, чтобы посадить #PussyRiot (по теории Кашина).

11.58 Татьяна Романова ‏@TataRomanovaYa А я сижу сегодня рядом с Павловой.)) Может, она опять что интересное нарисует?))

11.52 Ульяна Малашенко ‏@U_Malashenko Так. Первая попытка пройти в зал оказалась неудачной, несмотря на час в очереди.:(

11.48 Радио Свобода ‏@SvobodaRadio Собрались все адвокаты и журналисты, подошел Петр Верзилов, ждем судью.

11.46 Ульяна Малашенко ‏@U_Malashenko Пришли адвокаты — Полозов, Фейгин, Волкова преодолевает лестницу.

11.46 Группа "Война" ‏@gruppa_voina Надю заводят в суд. СУПЕРФОТО:

11.45 Татьяна Романова ‏@TataRomanovaYa Нас запустили в зал. Скоро начнем.

11.22 Alexey Venediktov ‏@aavst Процесс над Pussy Riot все больше по абсурду собственно процесса напоминает дело Дрейфуса.

Утром у здания суда:

фото: ИТАР-ТАСС

После выступления с "панк-молебном" в храме Христа Спасителя на девушек из феминистской группы Pussy Riot началась настоящая охота. Православная общественность требует для них "неотвратимого наказания", гражданские активисты выходят на одиночные пикеты в их защиту.