Дата
Автор
Артем Кирпиченок
Источник
Сохранённая копия
Original Material

К рождению 5-миллионного петербуржца. Невеселые размышления

Нас скоро порадуют новым праздничным мероприятием. По данным информационных агентств «В Северной столице российской Федерации была создана рабочая группа, отслеживающая рождение юбилейного горожанина». Город на Неве снова станет 5-миллиоником.

На месте режима, я не слишком бы акцентировал внимание на этом событии. Ведь население Ленинграда уже превышало 5-миллионую отметку в 1988 году. Через 14 лет, в 2002 году, в городе жило только 4 688 414 человек. Стоит ли напоминать лет о самой страшной демографической катастрофе, которая постигла наш город после Блокады?

Куда исчезло 300 тыс. ленинградцев? Они умерли от голода в своих квартирах, как те люди, о которых писали в своих запоздалых признаниях Лужков и Попов? Их убили в подъездах «идущие к успеху» отморозки, ради кошелька с нищенской пенсией или старого кулона? Они агонизировали без лекарств в холодных больницах? Еще не написаны книги об ужасной судьбе последних ленинградцев. Еще не названы их имена.

В основном, как всегда во время голодоморов и социальных катастроф умирали самые слабые – старики. Сестра моей бабушки, Ася Лазаревна Агранат, в годы блокады разработала препарат на основе экстракта хвои, который спас жизни многим ленинградцам. «Великого перелома 90-хх» она не пережила, медикаменты которые она создавала всю жизнь оказались ей не по карману.

Что стало причиной третьей трагедии города на Неве в 20 веке? Почему новая катастрофа постигла город в мирное время?
Огромную роль, конечно, сыграл рыночный фундаментализм тогдашних властей, верящих в животворящую роль рынка. Катастрофа 90-хх чем-то напоминает ирландский голод 1845-1851 годов, когда английские власти заблокировали поставки гуманитарной помощи на «Зеленый остров», как меру противоречащую «принципам свободного рынка».

Нельзя забывать о об «особом» отношение новых либеральных властей России к Ленинграду. Они хорошо помнили, что Петербург-Петроград-Ленинград это город трех революций. Город откуда пришла в мир «коммунистическая зараза». Город, выдержавший 900 дневную блокады и ставший одним из самых ярких советских мифов. Они хорошо помнили заветы Бунина и других литераторов-эмигрантов, мечтавших пройтись по рабочим казармам Петрограда с пулеметами. Много написано о мифической или настоящий, ненависти Сталина к Ленинграду, но вряд ли ее можно сравнить с теми «теплыми» чувствами, которые питали к нашему городу реформаторы 90-хх. Месть конечно не может служить побуждением к действию для серьезного политика, но в то время у кормила власти оказались дилетанты.

Впрочем, не будем отрицать того, что у тогдашнего правительства были и рациональные мотивы. Отправившиеся в мир иной ленинградские пенсионеры, вряд ли бы стали верными избирателями «Выбора России» или «Нашего дома Россия». Рабочие сотен ленинградских заводов могли вспомнить о славных делах своих прадедов возглавивших в 1917 году борьбу за свободу. Не случайно, уже 2000-хх Петербург стал одним из оплотов свободных рабочих профсоюзов. Выморив стариков и заставив молодежь просвещать каждый день борьбе за выживание, власть в высшей степени эффективно ликвидировала социальную базу протеста.

О ленинградской Катастрофе начала 90-хх не будет написано толстых томов. О ней не снимут фильмов. В те годы деятели культуры были слишком заняты обслуживанием власти и пьяными оргиями, чтобы отвлекаться на какие-то мелочи. И вспоминать об этом им наверное не очень приятно. Лишь пожелтевшие фотографии в семьях старых ленинградцев, будут напоминать о 300 тысячах «не вписавшихся в рынок» горожанах.

И вот, что еще меня тревожит. Ведь у нас и во власти и в «оппозиции» сидят те же самые, люди, которые двадцать лет тому назад без колебаний растоптали сотни тысяч жизней своих сограждан. Если они это сделали один раз, то что помешает им повторить это и во второй и в третий раз? И не будем ли мы отмечать рождение 5 миллионного жителя регулярно, раз в двадцать лет?