Сколько справедливости в приговоре Pussy Riot
Фото: ИТАР-ТАСС PublicPost поговорил со сторонникам и противниками Pussy Riot, а также с теми, кто высказывал свою позицию по судебному процессу, — справедливое ли наказание получили участницы группы?
Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина
— Я не могу это комментировать. Я могу сказать только одно — это решение суда. Путин свое отношение по поводу этого дела неоднократно высказывал журналистам, но он не имеет права навязывать свое отношение суду. Существуют законные способы обжаловать этот приговор.
— Справедливый ли, на ваш взгляд, вердикт?
— Я не судья.
Вера Глаголева, актриса
Я не считаю приговор суда справедливым. Я считаю, что за хулиганство надо давать 15 суток как максимум. Мне кажется, что это неправильно, конечно. Мы знаем: параллельно идет история, когда за изнасилование рецидивисту дали два года. Два года — и он вышел, и убил ребенка. Понимаете, насколько это все неоднозначные вещи, поэтому, конечно, приговор несправедлив.
Андрей Кураев, протодьякон, профессор Московской духовной академии
В ближайшее время, может быть, даже сегодня вечером, будет реакция патриарха. Я думаю, что вашим читателям будет более интересна его реакция, нежели мое частное мнение. Ожидаем слова патриарха.
Максим Шевченко, журналист
Я считаю приговор чрезмерно жестоким, хотя осуждал и осуждаю их поступок и мотивы, которыми они руководствовались. Я не вижу там политических мотивов, а вижу хулиганские и феминистские, но в тюрьму их отправлять не надо ни в коем случае. С самого начала я был и остаюсь сторонником общественных работ. Если бы они неделю, две недели, месяц в красных и желтых робах подметали улицы Москвы с семи утра до восьми вечера — это было бы адекватным наказанием. Наказание, которое им дали сейчас, считаю неадекватно суровым. То, что они произнесли в храме — "срань господня", — считаю неприемлемым, но как принципиальный противник тюрем я против тюремного заключения для Pussy Riot.
Никита Джигурда, актер
Я другого не ожидал. По сути, Гундяев и Путин подписали себе приговор, потому что молиться Христу напоказ — это одно, а проявлять реальное милосердие в жизни — совершенно другое. Они до конца не осознали, что им давался шанс в лице Pussy Riot покаяться за свои прошлые беспредельные поступки и пересмотреть свою жизнь. Они этого не сделали, и, попомните мои слова, эта ситуация аукнется очень скоро и Путину, и его кабинету, и господину Гундяеву.
Роман Виктюк, театральный режиссер
Я об этом говорил с самого начала. Я пессимист по знанию и оптимист по вере. Вера победила. Я считаю, что правильно — их освободить! Я об этом говорил на телеканалах разных: я — только за свободу! Церковь, я знаю, уже попросила милости для них. Этот поворот церковный меня немного воскресил.
Иосиф Пригожин, музыкальный продюсер
Я могу сказать, что по-человечески мне их жалко. Нам рассказывают много разных историй о том, что они там в церкви вытворяли. Все это на уровне слухов, я этого не видел, да? Мне жалко, грустно и печально. Чем больше страстей вокруг них накалялось, тем больше ситуация усугублялась. Устроили какую-то истерию. Конечно, девушки виноваты. Конечно, девушки не правы. Конечно, это — хулиганство. За это нужно наказать. Но я думал и надеялся, что их в какой-то момент отпустят. Ну, или дадут год условно, а может быть, исправительные работы какие-то. Два года колонии — это немножко жестковато, мне кажется. Но, с другой стороны, сейчас есть давление мирового сообщества. Когда мышонка загоняешь в угол, он начинает кусаться. Так и здесь. Два года быстро пролетят. Они выйдут. Они хотели быть знаменитыми — они стали знаменитыми. Все эти два года журналисты будут за ними следить. Чем это закончится — я не знаю, мне трудно сказать. Но чисто по-человечески мне их жалко.
Илья Спицын, муж певицы Ларисы Долиной
Мы думаем, что многовато, можно было отделаться хорошим кожаным ремнем по заднице публично. И с учетом уже проведенного времени за решеткой, мы думаем, что этого хватило бы. А вот интересно: того или тех, кто это все организовал, — их поймали, голову-то оторвали? Процесс не завершен, это же не они сами все организовали, это наверняка было организовано какими-то умными людьми, в руках которых эти девушки были исключительно исполнителями. Потому что эти безмозглые дивные создания вряд ли могли придумать такую акцию. Нужно ловить того, кто все это организовал. И вот он-то должен получить по полной программе.
Рэйчел Дэнбер, заместитель директора Human Rights Watch
Абсолютно шокирующий, но не удивляющий, чрезмерный и неадекватный приговор. То, что они совершили — критическое выступление, — оскорбило многих, но это не преступление, это не карается тюремным заключением. В этом деле речь шла не о нарушении правопорядка, а о допустимых границах политической критики.
Валерий Федотов, руководитель исполкома Василеостровского районного отделения "Единой России" в Петербурге
Я откровенно огорчен результатом. Была надежда, что общественное мнение будет услышано. Решение суда еще больше подорвет доверие к судебной системе, будет способствовать расколу общества на лагеря, где люди не пытаются разговаривать друг с другом и решать проблемы, а относятся друг к другу как к врагам, которых нужно давить. И в этом сегодня несомненная заслуга Хамовнического суда.
Елизавета Осетинская, главный редактор русской версии Forbes
Гореть вам в аду всем вашим гнусным судом.
Алексей Кудрин, Комитет гражданских инициатив
Приговор по делу панк-группы Pussy Riot — не только факт биографии трех молодых женщин. Это очередной удар по судебной системе и, прежде всего, по доверию к ней граждан России.
Судебное рассмотрение по делу Pussy Riot откровенно искажает суть их поступка. В светском суде государственный обвинитель закладывает в основу обвинения нарушение только церковных уложений для обоснования уголовного наказания. Но если при этом воспользоваться аргументацией обвинения, совершенное деяние следовало бы квалифицировать как "оскорбление чувств верующих", что предусматривает ответственность по статье 5.26 части 2 КоАП — штраф до 1 тысячи рублей.
Как в светском государстве — в России нет и не может быть уголовного наказания за нарушение писаных или неписаных норм церкви.
Многие из нас никак не могут поддержать поступок Pussy Riot. Но как бы ни оценивать его, преследование девушек раскололо общество, сделало явным антиконституционное сращивание государства и церкви, ослабило авторитет РПЦ, способствовало радикализации общественных настроений, поскольку торжество бессмысленной жестокости подрывает общественную мораль больше, чем любые эпатажные поступки. Имиджу и инвестиционной привлекательности страны нанесен огромный ущерб.
Комитет гражданских инициатив считает своей задачей обеспечение независимости судебной системы, светского характера государства, защиту человеческого достоинства. До конца текущего года мы представим на общественное обсуждение концепцию реформы правоохранительной функции государства.
Владимир Бурматов, первый заместитель комитета Госдумы по образованию
Вердикт, который вынесен судом, мера наказания для Pussy Riot — вполне соответствует тяжести их деяния. Хотя вполне допускаю, что многим из тех, кто сегодня пришел в здание Хамовнического суда выразить свой протест против действий этой панк-группы и заявить об оскорблении чувств верующих, эта мера покажется слишком мягкой. Но считаю, что любое решение суда необходимо уважать. Суд учел все обстоятельства дела, в том числе — ряд смягчающих, очевидно, что они повлияли на приговор.
Рад, что в деле Pussy Riot поставлена точка. Безумие их группы поддержки, надеюсь, прекратится, причем как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Считаю, что эта самая группа поддержки сделала все, чтобы большинство граждан нашей страны поддержало именно строгий приговор Pussy Riot, поскольку разрисованные храмы, как в Пскове, спиленные кресты, как в Украине, и другие акции явно не способствовали формированию сколь бы то ни было приличного имиджа участниц панк-группы.
Геннадий Гудков, депутат Госдумы от "Справедливой России"
Сегодня режим совершил уголовное преступление, открыто и цинично: осуждены НЕ ПРЕСТУПНИКИ! Они хотят, чтобы РЕЖИМ БОЯЛИСЬ и знали: он самый крутой. Они хотят, чтобы все знали: РЕЖИМ не остановится ни перед чем. Плевать на закон и справедливость, мораль и честь. Главное — чтобы ВСЕ ЗАТКНУЛИСЬ.
Кирилл Фролов, Ассоциация православных экспертов
Символично, что объективный и справедливый приговор кощунницам из "Пусси Райот" был озвучен к дате 100 дней нового, убежден, двенадцатилетнего пребывания Владимира Путина на посту президента России.
Словно Владимир Путин демонстрирует этим, что не допустит попрания святынь, внешнего давления на Россию и действий болотной "пятой колонны".
Чтобы поднять Россию, укрепить ее суверенитет, вслед за "шестерками" из "Пусси Райот" должны понести наказание все болотные "ферзки и короли".
Чтобы укреплялась воля, нужна крепкая вера. Поэтому союз патриарха Кирилла и Владимира Путина спасет Россию.
Николай Валуев, боксер-тяжеловес, депутат Госдумы
Осудили "панк-музыкантов" правильно. Гуманный у нас суд.
Этот срок для Pussy Riot показал многим здравомыслящим людям, что надежды на то, что мы будем жить в нормальной свободной стране, уже нет!
Я глубоко разочарована вердиктом Хамовнического суда в России в отношении участников панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич.
Наказание несоразмерно. Вместе с сообщениями о ненадлежащем обращении с подсудимыми во время досудебного заключения и нарушениями в ходе процесса оно ставит серьезный вопрос о том, насколько Россия уважает международные обязательства по обеспечению честного, прозрачного и независимого правосудия. Оно также противоречит международным обязательствам России в отношении обеспечения свободы самовыражения. Этот случай — еще один в череде недавних событий: всплеска политически мотивированного преследования и запугивания оппозиционных активистов в России. Тенденция вызывает нарастающую обеспокоенность Европейского Союза. Уважение прав человека и закона — это необходимая часть отношений между Россией и Европой.
Осуждение трех женщин, две из которых — матери малолетних детей, к двум годам лишения свободы за мирное, пусть даже спорное, выражение своих взглядов вызывает нашу глубокую тревогу.
Я ожидаю, что приговор будет пересмотрен и изменен в соответствии с международными обязательствами России.
Виктория Нуланд, представитель Госдепартамента США
У США вызывает беспокойство как вердикт, так и несоразмерность наказания, вынесенного московским судом участникам группы Pussy Riot, а также негативные последствия приговора для свободы самовыражения в России.
Мы призываем российские власти пересмотреть дело и гарантировать соблюдение права на самовыражение.
Посольство США в РФ
Сегодняшний приговор по делу Pussy Riot выглядит несоразмерным содеянному.
Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции
Даже Уполномоченный по правам человека в России считает тюремное заключение несправедливым и требует обжалования приговора. Легко согласиться.
То, что в итоге девушки все-таки получили реальные сроки, — плохо. Даже очень плохо. В очередной раз буквой закона пренебрегают в угоду политической конъюнктуре. Понятно, что это уже не столько приговор, сколько ответ на всю эту истерию в формате worldwide. Но никакой истерии не было бы, не будь этих месяцев заключения. Была совершена стратегическая ошибка. Которая снова страшно бьет по авторитету судебной системы. И что в результате будет иметь худшие последствия — неизвестно.
Мы не знаем, кто и где в итоге принимал окончательное решение — в Кремле, в патриархии? Вряд ли сама судья. Но для нас это в любом случае плохо. Мы живем тут, а не за кремлевскими стенами. И превосходство закона над любыми — подчеркиваю, любыми, политическими или корпоративными, — интересами — это единственное, что в состоянии обеспечить стране нормальное будущее.
Александр Хинштейн, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции
При всем моем отвращении к "Пусси Райт" считаю приговор им несправедливым и неправосудным. Надо было отправить на исправработы и тем ограничиться.
Сергей Лазарев, певец
Кэтрин Эштон, Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности
Михаил Прохоров, бизнесмен