Дата
Автор
PublicPost
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Белый дом не утонул в Белом море

Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Алиса Иваницкая

К памятнику погибшим защитникам Белого дома на пересечении Нового Арбата и Садового кольца у оппозиционеров трепетное отношение. Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский стали для гражданского движения символами демократических ценностей, за которые они погибли в августе 1991 года. Поэтому еще во времена "оккупаев" активисты помыли под прицелами фотокамер забытый коммунальными службами (читай — властями) памятник, поэтому и возложение белых цветов должно было стать демонстрацией единства. "Мы все принесем белые цветы — соберем настоящее белое море. За нашу и вашу свободу. За людей, с которых началась борьба, которая еще не закончилась", — анонсировали акцию на Facebook. "Белое море", а точнее — горка, под вечер достигло середины постамента, на котором установлена мемориальная плита.

Полиция предупреждала по громкоговорителю, если кто-то слишком долго стоял у памятника, что необходимо "после возложения цветов перейти на другую сторону улицы". Там, в кафе "Хлеб насущный", собралась часть активистов, в том числе — координатор движения "Россия для всех" Мария Баронова и активист московской "Войны" Петр Верзилов, скоротать время перед митингом.

Небольшими группами оппозиционеры стекались к Белому дому: кто-то шел уверенно и не в первый раз, были и те, кто интересовался маршрутом.

Впрочем, продемонстрировать единство в полную силу не получилось: к дому правительства пришло не более тысячи человек. Подавляющее большинство — непосредственные участники событий 1991 года. Они вспоминали прошлое и проводили исторические параллели. Молодые активисты, знакомые по предыдущим митингам на Болотной и Сахарова и акциям в поддержку Pussy Riot, обсуждали свои задержания у Таганского суда в день вынесения приговора Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич и предстоящие штрафы за участие в несогласованной акции.

Митинг начался с минуты молчания.

В повестке акции можно было выделить три ключевых темы: дело узников 6 мая, приговор Pussy Riot и "осуждение режима Владимира Путина".

"Когда я был молодой и кудрявый, — вспоминал Борис Немцов, — я верил, что стоит только победить ГКЧП — и наступит счастье, благоденствие". Ранние надежды, по словам бывшего нижегородского губернатора и вице-премьера, не оправдались: "Сейчас у власти — наследники ГКЧП". Слушатели одобрительно захлопали, но отклик в сердце митингующих нашло другое изречение Немцова: "В 1991 году мы гордились Гарри Каспаровым как великим шахматистом, а сейчас путинский режим обвиняет его в том, что он зверски избил омоновца и искусал его". Толпа принялась скандировать "Позор!" и громко хлопать.

Однопартийцы Немцова Михаил Касьянов и Владимир Рыжков также вспомнили молодость и ГКЧП. Ведущая "Эха Москвы" Нателла Болтянская под аккомпанемент гитары развлекла уставшую от речей публику своей "Балладой о царском указе" (альбом "Реставрация", 2003 год), исполнение которой посвятила Pussy Riot. По сюжету песни царь отпускает уже приговоренного за плевок на царский портрет холопа. Позабавило публику и обещание Дмитрия Гудкова, агитировавшего прийти на "Марш миллионов" 15 сентября, "накостылять власти" — для наглядности депутат пригрозил невидимой власти своими костылями, на которых передвигается после перелома ноги.

Но гвоздем программы стало выступление одного из организаторов защиты Белого дома — Льва Шимаева: "Вы с прошлого года занимались политическим онанизмом в интернете и собирали деньги на всякие позорные акции, но вам никому не пришла в голову мысль пожертвовать хотя бы червонец родственникам Комаря, Усова и Кричевского, которым нужна помощь. Вы просто тупые бараны и овцы, вы зачем сюда пришли? Слушать горлопанов и политическую шантрапу? А какой власти вы хотите?". В ответ ему начали скандировать "Мы здесь власть" и выкрикивать "Сам дурак". Закончился митинг под гимн России 90-х — "Патриотическую песню" Михаила Глинки (известную как "Славься!").



После митинга небольшая очередь выстроилась к девушке, сидящей на травке и штамповавшей всем желающим банкноты лозунгами за Pussy Riot на Конституции. Затем все участники переместились к Горбатому мосту, который, по словам старожилов акций 19 августа, впервые перекрыли. Несколько десятков автозаков дежурили на Конюшковской улице. Сотрудник ФСБ объяснил, что боятся, что митингующие могут остаться на ночь: "Один уже в спальном мешке вчера здесь ночевал".