Дата
Автор
Рустам Курбатов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Одиннадцать лет без права переписки

Как показывает опыт и говорит печальная статистика, треть детей едва могут освоить программу русского языка, несмотря на то, что это их родной язык и главный предмет в школе. И, несмотря на то, что они дополнительно занимаются с репетиторами. И почти никто кроме отличников, не любит этот предмет.

Ребенок любит рисовать. Он не может молчать, переполнен чувствами и словами. Любит играть в театре. Рисунок, театр, музыка, лепка – это возможность раскрыть себя другому человеку. Есть еще одна потребность, страсть. Это письмо. При условии, что речь не идет о переписывании упражнений или написании изложений. Но свои чувства и мысли надо научиться выражать связно, а для этого сначала надо научиться писать правильно.

Не писать, пока не научишься. Молчать, пока не научишься говорить. Стоять, пока не научишься бегать. Не дышать, пока …

Русский язык учим именно так. Тексты на свободные темы? У нас всего три (четыре, пять, шесть) часов в неделю! Мы не успеваем! У нас - программа. Мы занимаемся грамматикой. У нас грамматический курс…

Хорошо, тогда признаем, что в школе нет курса русского языка – есть грамматический курс! Мы не изучаем родной язык: не учим детей ни говорить, ни писать на нем. Русский язык школьной программы становится латынью классической гимназии. Мертвым языком. Ребенок оканчивает школу, ни по какому поводу, ни строчки не нацарапав от себя, поэтому многие взрослые не могут написать и двух строк.

Один лишь вопрос: что для нас язык: умение ставить запятые или выражение мысли?

Зачем нужны запятые, если к концу школы человеку будет нечего сказать?

Мы же не требуем, чтобы выпускник пел как Паваротти и рисовал как Марк Шагал. И все равно все силы ребенка и взрослого брошены на то, чтобы писать без ошибок. В итоге, значительная часть детей едва выполняет программу на честную «тройку». Притом, что все, абсолютно все дети, хотят писать. Любят писать. Некоторые дети еще до школы пишут: отдельные слова, маленькие истории, стихи. А потом становятся школьниками и уже не пишут ничего, кроме букв в прописях.

Школа воспитывает в ребенке недоверие к собственному слову. И став взрослым, он будет склонен верить на слово тому, что напечатано в газете, в учебнике, сказано в телепередаче. И испытывать страх письма.

Такому человеку трудно думать, всё «мышление» для него – это подбор подходящих слов и предложений, словесных штампов из нормативного языка, которые сохранила его память.

Человек, не привыкший писать и думать «от себя» - удобный инструмент в руках менеджеров и политтехнологов. «Тоталитаризм начинается в детской комнате», - писал Александр Нилл. А растет он и крепнет в школьных классах, особенно – в кабинете русского языка.

***
Но есть решение. Это Свободный Текст:

Новости для родителей, переписка с друзьями из другого класса, из другой школы, из другой страны; рассказы, повести, романы, стихи, тексты для газеты по истории и естествознанию, задачки по математике, сценарии спектаклей, вопросы для интеллектуального турнира, стенная газета, впечатления о фильме, спектакле, книге… Может быть, тему предлагает учитель. А может, и дети.

Этот вид работ дает возможность закрепить знание грамматики без школьного страха, и скуки. Свободный текст воспитывает свободного человека.