"Делал дуа за Путина"
Фото: ИТАР-ТАСС Следствие назвало имя смертницы, совершившей самоподрыв в доме шейха Саида Афанди Чиркейского, унесший жизни самого богослова и еще шестерых человек, включая 12-летнего мальчика. Это Аминат Курбанова, которую когда-то звали Алла Сапрыкина — до того, как женщина приняла ислам, присоединилась к бандформированиям (НВФ) и стала женой, а потом и вдовой боевика. На смертницу была разослана ориентировка еще в начале мая, когда в Дагестане был подорван пост ДПС, 13 человек погибли. Сначала силовики думали, что сама Курбанова погибла, но экспертиза показала, что ее среди террористов не было. Еще через месяц Курбанову заподозрили в том, что в День России 12 июня она планирует совершить теракт вместе с Оксаной Аслановой, вдовой дагестанского амира Исрапила Валиджанова.
| ПО ТЕМЕ Убийство шейха в Дагестане: "Ответ может быть очень жестоким" - эксперты анализируют последствия убийства Саида-Эфенди Чиркейского Ваххабиты, деньги, Грузия - кому выгодна смерть суфийских богословов в Татарстане и на Кавказе |
Официально бандформирования пока не взяли на себя ответственность за убийство шейха, но обвинили его в том, что он "делает дуа (молится) за Путина". "Саид Чиркейский был активным проповедником русской власти на Кавказе, был инициатором террора против мусульман, объявленных "ваххабитами" в 1999 году", —написали на экстремистском ресурсе сепаратистов. Шейх действительно в последнее время был сосредоточен на примирении приверженцев традиционного ислама (суфиев) и более радикального (салафитов). Члены НВФ, действующих на Северном Кавказе, — как правило, салафиты. То, что в ближайшее время может быть осуществлен серьезный теракт, было прогнозируемо. Хотя бы потому, что еще несколько дней назад лидер "Имарата Кавказ" Доку Умаров назначил нового амира Дагестанского джамаата. Им стал Абу Мухаммад, неформально возглавлявший джамаат уже несколько месяцев, после убийства предшественника, Ибрагимхалила Даудова. Абу Мухаммад известен своими онлайн-проповедями на экстремистских ресурсах и тем, что он не только полевой командир, но и кадий (шариатский судья) дагестанского джамаата.
Войну приверженцам традиционного ислама — особенно тем, кто сотрудничал с государством, — салафиты Дагестана объявили давно. Жертвами в разное время стали ректор Института теологии Максуд Садиков, имам мечети в Хасавюрте Басир Салахгиреев, имам из Кизлярского района Магомед Сайпулаев, шейх-суннит Сиражутдин Хурикский. Кроме того, больше года назад неизвестные расстреляли в Махачкале чиновника администрации президента Дагестана Гаруна Курбанова. Он был противником радикального ислама и должен был возглавить новую идеологическую структуру в правительстве. А в декабре в дагестанской столице был расстрелян издатель оппозиционной газеты "Черновик" Гаджимурад Камалов, известный тем, что на страницах издания давал слово и салафитам, и суфиям.
Похороны богослова, по мусульманской традиции, состоялись в тот же день в его родовом селе Чиркей Буйнакского района. По словам одного из участников церемонии, на них собрались более 100 тысяч человек, хотя на видео людей, конечно, сильно меньше.