"Совершившие самосожжение становятся героями посмертно"
Фото: Петр Лохов На улицах Новосибирска появились граффити в память о сгоревшей в общественной приемной "Единой России" местной жительнице — Валентине Герасимовой. Утром 31 августа в разных частях города были обнаружены портреты женщины на фоне эмблемы партии "Единая Россия", окутанной красным пламенем. Внизу рисунка надпись — "Помни подвиг Валентины Герасимовой”.
Накануне в городе отмечали 40 дней со дня гибели 50-летней пенсионерки. В этот день около десяти человек пришло к месту трагедии почтить память погибшей — они принесли цветы и свечи. К скорбящим подошли полицейские и попросили разойтись, а цветы и свечи выбросили в урну, объяснив это тем, что "мусорить в городе нельзя".
Авторы уличных рисунков, пожелавшие остаться анонимными, ответили на вопросы PublicPost по электронной почте.
— Вы уже проводили подобные акции?
Это первая наша акция в формате стрит-арта, которая имеет явный политический смысл. До этого были лишь работы, мало понятные для людей, не особо разбирающихся в современном искусстве. Различные трафареты, стикеры.
— Как вы обычно работаете?
Времени на рисунок уходит очень много — это и подготовка рисунка в цифровом формате, распечатка, потом вырезание трафарета и последняя, самая приятная для бомбера и довольно волнительная стадия — нанесение изображения на стену. Обычно рисуем ночью, когда уставшие от работы горожане разбегаются по своим теплым и уютным квартирам. Это граффити — первое более или менее стоящее из наших работ. До более высокого уровня нам еще далеко, будем стараться и набираться опыта.
— Почему вы действуете анонимно?
На это есть несколько причин. Первая — мы еще не готовы к тому, чтобы наши имена звучали в СМИ. Мы еще не смогли придумать название нашей группе, поэтому пока представились художниками-анархистами: все мы разделяем левые анархические убеждения. Вторая — ни для кого не секрет, в каком государстве мы живем, его свободно люди разных воззрений именуют "полицейским", и мы бы не хотели попасть под карательную истерию этой системы.
— Какая была реакция у прохожих, когда вы наносили граффити с Валентиной Герасимовой?
Эти граффити были нарисованы ночью, большинство новосибирцев тепло и сладко спали. Единственными, кто видел процесс работы, были бездомные, которые слоняются ночью по дворам — видимо, в поисках более теплого и уютного ночлега и чего-нибудь перекусить. Они не обращали на то, что мы делаем, какого-то особого внимания, проходя мимо. Подвыпившая молодежь, которая также иногда была свидетелем, останавливалась и задавала вопросы, реагируя ободряюще. Мимо проезжающие таксисты иногда гудели в нашу сторону.
— Полиция отреагировала на граффити? Центр "Э" на допросы не вызывает?
Реакция полиции пока что неизвестна, как и пресловутого Центра "Э". Нам кажется, что наши работы им не понравятся, и они захотят с нами познакомиться поближе. Но мы этого не хотим.
— Вы были лично знакомы с Валентиной Герасимовой или ее семьей? Расскажите, какая была реакция в городе на эту трагедию.
Нет, лично мы не знакомы. Реакция была самой разной — от воя про ее неадекватность и алчность до таких оценок, как "жалко женщину". Многие сравнивали ее с героями партизанских войн и революций. Шумиха от самосожжения Валентины Герасимовой продолжалась от силы пару дней, потом об этом инциденте забыли. Все списали на ее якобы психическую невменяемость, видимо, от нежелания что-либо менять в бюрократической системе. А значит, подобные самосожжения могут повториться. Валентина Герасимова — далеко не первый подобный пример в Новосибирске. Несколько лет назад другой пенсионер, Игорь Царьков, забрался на Краеведческий музей города, предварительно зачитав речь о несправедливости системы, разбросал материалы своих дел в судах, облился бензином, поджег себя и спрыгнул. Он также скончался через несколько дней. Видео этого поджога есть на YouTube.
— Почему вы решили сделать граффити именно с ней, а не с "Пусси Райот" или Таисией Осиповой, например?
Первоначально было задумано украсить Новосибирск портретами разных политических заключенных — среди них Таисия Осипова и Pussy Riot. Так как политузников очень много, и большинство из них — это мало известные в СМИ имена, а нам хотелось затронуть проблемы всех, по нашим подсчетам это могло вылиться в очень большие суммы денег на краску и прочие расходы. А так как мы студенты, то большие суммы нам не по карманам, и мы решили остановиться на Валентине Герасимовой. Нам показалось, что местные чиновники оклеветали ее в надежде поскорее забыть о своем позоре. Но не тут-то было.
— На граффити написано "Помни подвиг Валентины Герасимовой". Вы считаете, что самосожжение — это подвиг?
В истории есть много примеров, когда граждане, совершившие самосожжение, становились героями посмертно. Самые известные — это Ян Палах (совершил самосожжение в 1969 году в знак протеста против советского вторжения в Чехословакию — прим.ред.) и Мохаммед Буазизи (совершил самосожжение в 2011 году, протестуя против произвола местных властей в Тунисе — прим.ред.). Поступок Герасимовой — похожий пример. Она очень долго и упорно добивалась справедливости в различных инстанциях, в том числе и в судах. Но бюрократам было плевать на проблемы одного маленького человека, как плевать и депутатам, которые были избраны для того, чтобы изменить систему в лучшую сторону.
| Справка 18 июля 50-летняя Валентина Герасимова, измученная долгой тяжбой со строительной компанией, вошла в приемную партии "Единая Россия" и совершила акт самосожжения. Она получила ожог 90% поверхности тела и на третьи сутки скончалась в местной больнице. Вместе с ней с ожогом 13% кожи был госпитализирован 42-летний работник приемный, пытавшийся спасти женщину от огня. Он уже выписан из больницы. По словам следователей, Валентина Герасимова обращалась в приемную "Единой России" за юридической помощью. Представители партии помочь ей не смогли. Возможно, это и стало причиной суицида. |