22 года назад Южная Осетия объявила себя независимой
Фото: ИТАР-ТАСС Автор статьи: Лана Парастаева Дети войны 1989-1992 годов, мы не разбирались в геополитических играх, и только верили, что когда-нибудь войны не будет, а будут только Свобода и Независимость.
20 сентября – День провозглашения Республики Южная Осетия, а для меня это радость студенчества, когда мы еще совсем юные и смешливые ходили на парад в честь этого дня. Это было целым событием - пройти в колонне студентов госуниверситета и чувствовать себя причастным к чему-то очень важному для республики. Когда разноцветные воздушные шары и друзья рядом. А потом еще три дня звонков: «А я тебя по телевизору видел/а!» Совершенно обычный сентябрьский день вот уже 22 года для жителей Южной Осетии – это радость и большой шаг вперед.
Фактически именно от этой даты идет отсчет независимости республики, хотя непосредственно сам Акт провозглашения независимости был подписан в 1992 году 29 мая. Именно День провозглашения Республики стал всенародным праздником независимости, который, несмотря все трудности государственного строительства, воспринимается с воодушевлением. День, который объединяет.
В 1990 году решение о провозглашении Республики принималось с большим трудом, при большом сопротивлении руководства не только ГССР, но и руководства РФ. Очень интересны в этом контексте воспоминания людей, которые принимали непосредственное участие в подписании Акта о провозглашении республики.
Вот как об этом рассказывает Феликс Зассеев, в то время возглавлявший исполком областного совета народных депутатов: «Сессия должна была начаться днём 20 сентября, но началась она вечером. Было много противников, желающих сорвать заседание. Уже стемнело, и нам отключили свет (электроэнергия в то время поступала из Грузии – прим.авт.). Но люди принесли керосиновые лампы, свечки, и мы возобновили работу сессии. Помню, меня позвали к телефону ― звонил первый секретарь ЦК КП Грузии Гиви Гумбаридзе, он же и председатель президиума Верховного Совета. Он пытался отговорить меня, настаивал, чтобы мы не проводили сессию, что это незаконно, что эти действия всё равно будут отменены».
По его словам, позже был звонок из Москвы. «Звонил председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР Рафик Нишанов, он тоже говорил мне, что ни в коем случае нельзя этого делать, что это антиконституционно, но решение о провозглашении Южной Осетии независимой Республикой принимал не я один ― это волеизъявление всего нашего народа», - рассказал Зассеев в интервью югоосетинскому информагентству «Рес».
За эти 22 года народ Южной Осетии пережил экономическую блокаду, землетрясения, наводнения, перманентные вооруженные столкновения с Грузией, две полномасштабные войны, дожил, хотя и с большими потерями, до признания своей независимости Российской Федерацией, проходит через сложный процесс пост-военного восстановления как инфраструктуры, так и институтов гражданского общества и обновления государственных институтов. Хотелось бы верить, что и эти испытания мы пройдем достойно, и сможем удержать таким большим трудом доставшуюся нам государственность.
Сегодня охватывает очень странное чувство, когда вспоминаешь, как мы в 2000 году шагали на параде. На параде в честь 10-летия республики, которую никто не признавал, которой не было… Но мы шли, радостные и уверенные, что уж мы то сможем, мы добьемся… Это было нашим протестом против всего мира, который отказывал нам в существовании. Дети войны 1989-1992 годов, мы слабо разбирались в геополитических играх, и только верили и надеялись, что когда-нибудь войны не будет, а будут только Свобода и Независимость.