Наш маленький экзит-полл: Тбилиси против Саакашвили
Фото: Reuters UPDATE 20.43
Площадь Свободы заполняется людьми, собралось уже несколько тысяч. Каждая машина и автобус сигналят, люди кричат на грузинском “Мы победили”. Еще чуть-чуть и перекроют движение. По данным экзит-полла, проведенного агентством GHN, предпочтения избирателей складываются таким образом: “Грузинская мечта” - 70.24%, “Единое национальное движение” - 24.66%, остальные партии - 5.9%. Президент Грузии Михаил Саакашвили признал поражение своей партии на парламентских выборах по пропорциональной системе и преимущество коалиции "Грузинская мечта".
Корреспондент PublicPost провела весь день на избирательных участках в Тбилиси и обнаружила, что партию президента Михаила Саакашвили мало кто поддерживает. Главные претензии – плохие отношения с Россией и безработица. Немногочисленные сторонники президента на обвинения никак не отвечают, а оппозиция ожидает фальсификаций и готовится выйти на улицы.
Одним из первых в понедельник в Тбилиси проголосовал президент Грузии Михаил Саакашвили, «Единое национальное движение» которого, судя по опросам, лидирует на парламентских выборах. Президент был весел, его жена Сандра в ядовито-розовом пиджаке улыбалась, а честь опустить бюллетень в урну досталась младшему сыну Николозу. Президент сразу сказал, что в этот день решается судьба Грузии, и Грузия не должна поворачивать назад, а потом удалился в сопровождении спецназа с автоматами. Конкурент президента, лидер коалиции «Грузинская мечта» миллиардер Бидзина Иванишвили на участок тоже приехал. Конечно, не на тот же самый. Саакашвили голосовал в обычном интерьере, а Иванишвили достался дворик детского сада, и позировать ему пришлось на фоне героев диснеевских мультиков. Визит оппозиционера на участок, впрочем, был скорее символический – несколько месяцев назад его лишили гражданства Грузии, поэтому в день выборов он просто сопровождал свою жену Екатерину. Женой миллиардера она, кстати, совершенно не выглядит – скорее похожа на школьную учительницу младших классов. Прямо с участка супруги Иванишвили поехали в одну из тбилисских церквей, где в это время шла служба. Один из охранников Иванишвили, похожий одновременно на универсального солдата и порнозвезду 80-х, встал у входа в храм внимательно сканировал взглядом всех туда входящих.
Моя задача в день выборов была не слишком амбициозной – я хотела снять по 5 портретов сторонников оппозиции и сторонников власти и попросить их объяснить, чем им нравятся кандидаты. То, что эта вроде бы простая миссия провалена, стало ясно в первый же час. Практически никто не мог сказать, чем так хорош президент, что за его партию нужно голосовать. Была пара человек, которые сказали, что отдали голос за президенстскую ЕНД, но сообщать подробности, а тем более фотографироваться, отказались категорически. «Я знаю пару семей, которые за Саакашвили, это чиновники или госслужащие. Поэтому и они, и их дети обязаны голосовать за «националов», - пояснил мне один из тех, с кем я поговорила сегодня, молодой человек. – Если им нарисуют проценты, то мы выйдем на площадь, и не уйдем, пока не добьемся справедливости». Штаб Иванишвили, кажется, к этому уже готовится – на главных улицах и площадях Тбилиси устанавливают экраны, на которые будут транслироваться результаты экзит-поллов и предварительного подсчета голосов. Среди тех, кто будет за этим наблюдать, наверное будут и люди с участков, с которыми я сегодня пообщалась.
Тамаз:
«Грузинская мечта». Я против режима, который существует. Тоталитарный, однопартийный, хотя формально в парламенте и есть оппозиция. А Иванишвили уже потратил свои миллионы, чтобы нормально существовала наука, спорт, искусство. Все делал для этого. Реставрировал церкви, строил многое, что себе приписывал Саакашвили, а на самом деле только ленточки перерезал.

Нана:
Я голосовала за будущее, за свободу, за «Грузинскую мечту». Потому что я очень люблю Россию, а из вас врагов сделали. Государство так считает. А самые хорошие бизнес-партнеры для нашей страны – россияне. Если тоталитаризм будет царствовать, будущего не будет у нас. Только у близкого круга Саакашвили. Все они контролируют, и бизнес, и все. От сахара до меди. Не хочу, чтобы это продолжалось. Хочу жить в своей стране, я здесь родилась. Я не хочу уезжать в Европу или США и быть служанкой.

Ариил:
Я голосую за 41 номер (номер “Грузинской мечты” в бюллетенях - прим. ред.). Я от них жду того, что не смог сделать Саакашвили. Половина Грузии без работы сидит. Мне, как инвалиду, пенсии не платят. Коррупция везде. А у Иванишвили люди такие собрались, которые могут хоть что-то сделать. И я готов отстаивать свой выбор, нельзя, чтобы что-то химичили. Но самое главное, чтобы пуль не было.

Тати:
Тех, кто за Саакашвили, я только по телевизору вижу. Я за «Грузинскую мечту», для меня это будущее. Сейчас страна катится к чему-то плохому. Люди живут в страхе, и это проблема. Боятся мести, или что что-то случится с семьей. Саакашвили этого и хочет. А Иванишвили говорит всегда, что думает.

Роланд:
Я за Иванишвили. Наш президент – враг народа, он больной человек, понимаешь? В Грузии фабрики не работают, заводы не работают, люди голодают. Работает только полиция и банки. Бензин безумных денег стоит, а хорошая зарплата здесь – 350-400 долларов. Иванишвили я верю. Его команда, и Аласания, и Бурджанадзе, они раньше были уже, они мне не нравятся. Но если он им верит, то и я тоже. У меня нет знакомых, которые поддерживают Саакашвили. Эти люди – враги народа.

Елена:
Я сегодня поддерживают №41. Надеемся на лучшее, эта надежда в последнее время появилась. Я 10 лет назад осталась без дома, скитаюсь от одних родственников к другим. Было землетрясение, и нас не признали пострадавшими. Много раз писали властям, но результата никакого. В 2004 году я очень болела за Саакашвили, но он не оправдал моих ожиданий.

Манэ:
Я выбираю Каху Кукава. Он земляк, и я его хорошо знаю, я из Абхазии. Мне нравится его программа, взаимоотношения с Россией. Я сам большую часть жизни прожил в России, и очень переживаю то, что происходит между Грузией и Россией. Каха – единственный человек, который может и для русских, и для грузин сделать правильные шаги. Шансы попасть в парламент у него есть, но, естественно, в большинстве он не будет. А в коалиции я не уверен, трудно судить по словам. Саакашвили доверия уже нет, я не вижу справедливости. Он лжет везде – и там в Америке, и здесь. Я был на конференциях с его участием в Америке, в Принстоне. Он много чего сделал хорошего, дороги, но это его обязанность. Ему давали деньги МВФ и Америка. И все знают, что он на этих деньгах заработал огромное состояние.

Жанна:
Я за демократию, но не фасадную, а настоящую, против Саакашвили. Я в свое время уже отдала ему голос. Если быть объективной, много плохого, хотя хорошее тоже есть. Город сделался краше, чище, «скорая» приезжает за 10 минут, а не за час. Но когда Саакашвили пришел, очень многие профессионалы остались без работы просто потому, что они работали во времена Шеварнадзе. Мне тоже пришлось оставить министерство образования. Была чистка. Сегодняшние чиновники – люди, которые боятся потерять кусок хлеба, поэтому они голосуют за президентскую партию. Если кто-то придет новый, надеюсь, ему хватит ума отбирать чиновников по степени профессионализма, а не лояльности. И надеюсь, что у Саакашвили хватит сил принять поражение.