CША: хуже даже, чем в Уганде
Держава, гордо позиционировавшая себя как страна безграничных возможностей, судя по последним данным, на деле оказалась государством супернеравных возможностей для своих граждан. Богатые там становятся ещё богаче, а бедные – пуще прежнего бедней. И разрыв между их доходами растёт столь стремительно, что мировая супердержава обскакала по этому позорному показателю даже едва ступившую необутой ногой в цивилизацию африканскую Уганду.
На официальных бумагах Соединённые Штаты оставили рецессию середины 2009 года далеко позади и нынче уверенно следуют курсом роста экономики. Однако в реальности этих благотворных изменений подавляющее число граждан, за исключением одного процента самых богатых американцев, практически и не заметило.
Немецкая газета «Хандельсблатт» рассказывает, например, о служащей казино в Миннеаполисе 52-летней Аните Рейес, чья зарплата пребывает в замороженном состоянии с 2009 года. Анита позволяет себе на ужин лишь банку супа за один доллар 67 центов и прилагает огромные усилия, чтобы сохранить свой крошечный домишко, которого чуть не лишилась за долги по кредитам пару месяцев назад. «Два-три года назад мне и в страшном сне не приснилось бы, что я могу остаться без крыши над головой», – сокрушается американка.
Совсем по-другому идут дела у Стивена Хэмсли. Его зарплата также заморожена, чего, однако, нельзя сказать о его доходах в качестве главы медицинского концерна. С 2007 года он зарабатывает по 1,3 миллиона долларов в год, а после оздоровления американской экономики он осуществил фондовые опционы на сумму более 170 миллионов долларов, плюс заработал на продажах ещё 51 миллион.
Эти два примера наглядно свидетельствуют, что в Штатах существует два совершенно разных типа восстановления экономики. Как сообщает Американское бюро переписи населения, богатейшие 1,2 миллиона семей, составляющие один верхний процент в шкале распределения богатств в стране, в прошлом году увеличили свои доходы на 5,5 процента. В то же время у 96 миллионов хозяйств, занимающих в этой шкале нижние 80 процентов, доходы, наоборот, снизились на 1,7 процента.
Иными словами: львиная доля в виде 93 процентов от всего роста доходов вследствие так называемого оздоровления экономики угодила в карманы одного процента явно не рядовых американцев. Такого разрыва между доходами бедных и богатых Соединённые Штаты не знали более сорока последних лет. Тезис о том, что каждое новое поколение американских людей будет жить лучше предыдущего – ключевой аспект американской мечты – вдруг оказался под большим вопросом. За последнее десятилетие впервые после Второй мировой войны средний доход американцев упал.
По ходу оздоровления экономики вдруг выяснилось, что в Америке выгоднее владеть акциями, нежели домом. С официального конца рецессии в июне 2009 года по настоящее время стоимость находящихся в обращении акций подпрыгнула с 6 триллионов долларов до 14 триллионов. За тот же период стоимость находящейся во владении своих хозяев недвижимости снизилась на 41 миллиард долларов. С 2006 года стоимость домов а Америки в общей сложности упала на 5,8 триллиона долларов. А между тем для семей среднего класса недвижимость является их основным активом.
Наиболее дальновидные американцы бьют тревогу. Бывший генеральный директор « American Airlines» Боб Крендэлл заявляет без обиняков: «Столь явный дисбаланс в доходах погубит нашу демократию! Создаётся впечатление, что потеряна всякая ответственность. Когда хозяин предприятия получает прибыль, вместе с ним должны получать чеки со своей долей и его сотрудники. Однако этого всё чаще не происходит».