Казус Тбилиси
Когда Звиади пришел к власти, он посмотрел кругом и увидел, что Тбилиси большой город. Очень большой город, слишком большой для маленькой Грузии – не по размеру, потому он решил убавить Тбилиси где-нибудь раза в три: пусть загостившиеся инородцы едут к себе домой, а грузины – в деревню, работать на земле, ведь известно, что ничего нет важнее и достойнее для грузина деятельной заботы о родной земле. Только после этого тбилисцы разлюбили Звиада, так разлюбили, что не стали дожидаться следующих выборов, понабрали где-то автоматов, и вот он уже не вождь и президент. Разлюбили его те самые, которые совсем недавно заполняли площади и улицы, чтобы видеть и слышать его, кто стоял в раскаленных надеждой и восторгом очередях, чтобы отдать свой голос за Первого Президента Независимой Грузии.
Сменивший его старый лис Эдик хотел просто жить, то есть быть начальником до конца дней своих, и тбилисцев не трогал: пусть себе свободно живут тут без еды, воды, тепла и света, или также свободно тут не живут. Однако они и это выдержали: одной ногой отступили в деревню или даже в Россию, но только одной ногой, другую оставили, чтобы вернуться как только, так сразу.
Выдержали, но не простили и были теми, кто сотворил «революцию роз». Многие после вернулись, может еще не насовсем, но вернулись, поверив элегантному, обаятельному в своей почти юношеской дерзости новому президенту, внесенному в должность этой самой революцией. Да-да, поверили, что уже совсем скоро Тбилиси станет финансовой и деловой столицей на границе миров Запада и Востока.
Что здесь будут встречаться деловые люди отовсюду, а с них будут сыпаться деньги и превращаться в блеск и сияние известного на весь мир города грузин – Тбилиси. Для этого, разумеется, надо сначала городу потрудиться, чтобы иметь привычный для таких людей облик и очень теплый деловой климат.
И город почистил перышки, засиял огнями, отрегулировал деловой климат по самым передовым стандартам и стал ждать, ждать наплыва бизнес-акул, прилета самых важных и богатых птиц делового мира, которые непременно должны тут быть, не могут не быть.
Только они плыли и летели мимо – в привычные уже Эмираты или хотя бы Стамбул. Нет, некоторые все-таки прилетали, чтобы убедиться в правоте Звиада: Грузия – гордая, но маленькая страна, и Тбилиси – ее столица. Что делать здесь большому бизнесу?
Нечего. Шею помыли, шнурки погладили, а гости не плывут, не едут, не летят. Нет, не захотели тбилисцы жить дальше смиренной жизнью в ожидании Годо и попросили обаятельного и привлекательного Мишико на выход с вещами. Так они решили, и Грузия за ними потянулась и не могла иначе – все-таки Тбилиси слишком большой город.
Что дальше? Позвали теперь править своего человека из этих самых-самых, каких ждали, но что дальше? В силу опыта своего он первым, судя по всему, понял, что стать еще одним гнездовьем богатеев, местным Дубаем, не случилось и не случится. На эту роль выталкивают Сочи, у которого надежд больше. Чтоб стать Франкфуртом, за спиной должно быть богатство Германии, Дубаем – нефтяного Востока, Гонконгом – Китая, у Сочи за спиной какая-никакая, но Россия, у Тбилиси – пока только Грузия. Маловато будет.
Однако пустым там остается еще одно, более важное место - место для города, где встречаются народы, культуры, да и просто любые люди. Все города по обе стороны Кавказа слишком провинциальны для подобной миссии. Они не могут, а Тбилиси «могёт» или «мóгет» – все одно. Потому он таким в своей истории был не единожды, вернее даже, он именно в такой роли и был чаще всего. Правда, теперь почти стал городом грузин и для грузин, столицей только Грузии, даже не столицей Кавказа. Если это необратимо, то прав Звиад – в такой роли он слишком велик для Грузии и с неизбежностью станет съеживаться, дабы не раздавить ее, не расплющить.
Но пока Тбилиси сам решает за свою судьбу, и никто ему не указ, в том числе и остальные грузины. Пока никто не указ. И если он решит стать таким местом – местом в Грузии для всего мира – остальная Грузия не сумеет, и, может быть, не захочет ему помешать. Ей придется с ним таким считаться и уживаться, потому что Тбилиси все-таки слишком большой для нее город. Да и всем придется с ним уживаться, потому что Тбилиси, действительно, очень большой город.