"Tурецкое руководство сделало все, чтобы усилить напряжение"
Фото: Reuters Турция открыла огонь по Сирии после минометного обстрела своей территории. Накануне, как передает Reuters, в провинции Хатай на юге Турции, разорвались несколько минометных снарядов. Взрывы раздались в поле недалеко от деревни Гювечи, жертв не было. По данным Al-Jazeera, снаряды с сирийской территории прилетели через несколько минут после интенсивного боя между силами президента страны Башара Асада и повстанцами в деревне Харабхоз в сирийской провинции Идлиб.
Обмен залпами произошел после того, как в пятницу премьер-министр Турции Тайип Эрдоган выступил с обращением к соотечественникам в Стамбуле. "Те, кто пытается проверить политику сдерживания и решительность Турции, совершает фатальную ошибку”, - сказал он. - Мы не заинтересованы в войне, но мы не будем уклоняться”. Действия властей Сирии Эрдоган охарактеризовал как "государственный терроризм".
В субботу глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу, выступая в эфире телеканала TRТ, заверил, что предоставление парламентом Турции правительству страны мандата на проведение трансграничных операций не означает объявления войны Сирии. По его словам, это всего лишь демонстрирует серьезность намерений Турции в плане сдерживания. ри этом Давутоглу заметил, что Турция готова к любому развитию событий в условиях гражданской войны в Сирии. 4 октября парламент Турции предоставил правительству Эрдогана мандат сроком на год на проведение военных действий за рубежом.
Обстановка на границе Турции и Сирии начала накаляться 3 октября, когда на территории турецкого Акчкале разорвался сирийский артиллерийский снаряд. Тогда погибли 5 человек. В ответ на это Турция открыла огонь по территории Сирии, погибли несколько сирийских военнослужащих. В Анкаре уверяли, что вели обстрел исключительно военных позиций (Мнения экспертов о новом витке конфликта читайте в материале PublicPost).
После инцидента Сирия выразила соболезнования семьям погибших, пообещав начать расследование случившегося. Министр информации страны Омран Заоби заявил, что его страна уважает суверенитет соседних государств, призвав соседей в свою очередь уважать суверенитет Сирии. Позже Вице-премьер правительства Турции Бешир Аталай заявил, что Сирия признает, что инцидент совершен по ее вине.
По мнению Дмитрия Марьясиса, старшего научного сотрудника отдела изучения Израиля института востоковедения РАН, преднамеренности в действиях Сирии действительно не было, но конфликт, тем не менее, имеет все шансы разрастись. “Я не думаю, что снаряды по Турции были выпущены специально, - заявил он в интервью PublicPost, - Мы знаем что на границе с Турцией идут серьезные бои сирийских повстанцев с армией Асада, так что вполне возможно, что это был какой-то шальной снаряд”. При этом, по его словам, очень важно, что сирийские власти однозначно среагировали на инцидент, принесли свои извинения и сказали, что проведут расследование. “Я не думаю, что это были пустые слова, сказал Марьясис. - Меньше всего сейчас Сирия хочет, чтобы к конфликту подключились страны НАТО, а Турция является членом Альянса”.
Конфликт на сирийско-турецкой границе, считает эксперт, говорит о том, что Асад с трудом может контролировать происходящее в стране и даже на тех территориях, что изначально были ему лояльны. “Важно понимать, что при всей проблемности Асада, происходящие является следствием недальновидной политики внешних игроков, в частности - Турции. Нынешнее турецкое руководство сделало всё, чтобы усилить напряжение между странами, - считает Марьясис. По его мнению, Турция - последняя страна в регионе, которая заинтересована в смене режима Асада.
“Если Асад уйдет, то Сирия, скорее всего, перестанет быть единой страной, она распадется на анклавы. Одним из этих анклавов будет Курдистан. В Турции проживает очень много курдов и чем нестабильнее обстановка в регионе, тем увереннее они себя чувствуют. Пока в Ираке был режим Саддама Хуссейна, они не могли поднять голову, после его свержения курды де-факто стали независимым государством на территории Ирака: печатают свою валюту, и т.д. Если в результате конфликта сирийские и турецкие курды смогут объединиться, а впоследствии - рассчитывать на помощь иракских собратьев, то уверенность их только возрастет. Поэтому, на мой взгляд, Турция должна была сделать все, чтобы поддержать Асада, а не нагнетать обстановку”, - сказал эксперт.
К проблемам во внешней политике страны, считает он, причастен министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу: “Едва вступив в должность, он объявил, что основой политики страны будет формула “ноль проблем с соседями”.Тут как раз проблемы с соседями и начались: с Сирией, с Израилем, обострение ситуации с Кипром, на Балканах и т.д.Турция проигрывает все эти истории”.
Самое страшное, считает Марьясис, что может произойти - это разрастание конфликта. Через несколько дней состоится встреча министров стран НАТО и если к этому времени ситуация не успокоится, то вполне возможно, что НАТО будет вынуждено принять какие-то жесткие резолюции, что приведет к еще большей эскалации, уверен он. Вторая опасность, по мнению эксперта в том, что пока нет достойной фигуры, способной заменить Асада в случае его ухода: “Единой сирийской оппозиции нет, она создана искусственно. Большая ошибка Запада в том, что он считает, что демократические выборы приводят к власти либералов. мы уже видели такую ситуация, когда были объявлены свободные выборы в Палестине и к власти пришел ХАМАС. К власти приходят те, кто больше нравится людям. Если им нравится ХАМАС, то на открытых и честных выборах они выберут именно его”.
“Я очень боюсь, - заключил Марьясис, что в случае свержения режима Асада, начнется междоусобица, которую быстро подавят антизападные, профумендалистские силы. Тогда мы увидим не спад напряженности в регионе, а ее усиление. Сильные режимы контролировали потоки оружия, не давали наркотрафику проходить через регион... Было понятно, с кем работать и с кем на эту тему говорить. В ситуации, когда сильных режимов в регионе нет, образуется своеобразное болото, и там будет возможно хождение всего, чего угодно. Чем это грозит, никто сегодня не в состоянии оценить”.